НГПУ: педагогический профессионализм и цифровое образовательное пространство
19-20 декабря 2024 года в Новосибирском государственном педагогическом университете прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Педагогический профессионализм в цифровом образовательном пространстве».
«Конференции в НГПУ, посвящённые педагогическому профессионализму, всегда отличались высокопрофессиональным, конструктивным и содержательным обсуждением актуальных вопросов. Поднимаемые здесь темы и проблемы обычно на несколько шагов опережали реальную практику. Так и должно быть, поскольку НГПУ всегда был и остаётся «кузницей кадров», кузницей научных школ со своей выстроенной системой работы», – подчеркнул доктор педагогических наук и.о. ректора НГПУ Сергей Нелюбов, открывая конференцию.
Сергей Александрович подчеркнул актуальность заявленной в 2024 году темы конференции, отметив, что новые цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь, но создали новые проблемы, связанные с информационной безопасностью, информационной культурой и ряд других. Эти проблемы ещё требуют своего решения.
Председатель Новосибирской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Светлана Сутягина как сопредседатель оргкомитета конференции отметила, что внедрение современных цифровых сервисов и инструментов всегда вызывало в профессиональном сообществе много вопросов.
«Уже давно мы внедряем информационные технологии во все сферы нашей жизни, и внедрение современных цифровых сервисов и инструментов всегда вызывало у всех много вопросов и противоречий. Несколько лет назад все с трудом осваивали компьютеры, интернет и многое другое. Сейчас внедряем дистанционные технологии, государственные информационные системы, верифицированный образовательный контент и осваиваем сервисы госуслуг в рамках цифровой трансформации многих отраслей экономики и социальной сферы, включая образование.
Сейчас мы находимся в промежуточном периоде цифровой трансформации, когда вместе с учителями нам требуется научиться работать современными инструментами цифровизации, разработанными на федеральном уровне, и грамотно применять их при необходимости. Внедрение цифровых технологий должно усилить, а не заменить традиционную школу.
Вот несколько примеров правильного применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе. Более 400 детей - инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья, и 33 ребенка, которые находятся на длительном лечении в больнице обучаются с использованием ДОТ. 71 учитель ведет уроки в режиме реального времени с использованием ИКОП «Сферум». Детям ставится компьютерное и специализированное оборудование на время обучения. Учителя занимаются индивидуально с каждым ребенком. В этом учебном году 91 сетевой учитель обучает 1080 сельских детей в 41 школе из 19 муниципалитетов, где есть «хронически» кадровые вакансии по 12 предметам. Группы могут быть сформированы из разных школ и районов. В классе с детьми всегда находится тьютор», - отметила в своем выступлении Светлана Геннадьевна.
Ключевой темой докладов, прозвучавших на пленарном заседании конференции, стал искусственный интеллект и его влияние на образовательный процесс в современной школе. Как отметила в своём выступлении доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ИФМИТО НГПУ Елена Андриенко, отношение педагогов и обучающихся к искусственному интеллекту меняется в лучшую сторону и в ближайшее время 100% педагогов и учащихся научатся с ним работать и использовать его разумно – не как средство, работающее вместо них, а подсказывающее идеи и помогающее выполнять рутинные функции.
Также на конференции были рассмотрены актуальные проблемы использования цифровой образовательной среды и искусственного интеллекта при подготовке учителей физики в рамках реализации образовательной программы очной магистратуры. Важные вопросы организации цифровых образовательных лабораторий были представлены в выступлении кандидата педагогических наук, доцента Анны Величко.
Пресс-служба НГПУ