Заседание областного комитета: тренды и стратегии
В декабре, в один из самых морозных дней зимы, прошло заседание областного комитета. Лидеры профсоюзных организаций со всех районов города и области приехали в Новосибирск, чтобы подвести итоги работы в 2023 году, обсудить особенности общественного контроля в сфере охраны труда работников образования, рассмотреть актуальные вопросы оргмассовой и финансовой деятельности Профсоюза.
Эффективность и значимость
5 лет назад на заседании областного комитета были определены основные задачи в работе региональной организации Профсоюза, технической инспекции труда и профсоюзного актива по обеспечению действенного контроля соблюдения условий труда и создания современных, безопасных и комфортных условий труда для работников.
Важно, что за эти 5 лет произошли существенные изменения и в нормативно-правовой базе по охране труда. Естественно такой пересмотр нормативной базы не мог не повлиять на организацию работы в образовательных учреждениях, а значит, и в профсоюзных организациях.
Отметим, что все нормативные изменения автоматически влияли на действующие областное и городское соглашения, которые подписывались областным Профсоюзом с министерством образования Новосибирской области и департаментом образования мэрии г. Новосибирска. Далее эти изменения и дополнения вносились в разделы «Охрана труда» муниципальных отраслевых соглашений и в коллективные договоры образовательных учреждений.
Заместитель председателя областной организации Профсоюза – главный технический инспектор труда Татьяна Карпатовская подробно рассказала, почему так важен административный и общественный контроль для эффективной работы образовательных учреждений по созданию безопасных условий труда и сохранения жизни и здоровья работников образования.
- Мы с вами неоднократно говорили о том, что государственный подход к охране труда изменился. От работы по реакции на свершившиеся факты или события, государство во главу угла ставит реализацию превентивных мер по охране труда, - отметила Татьяна Леонидовна. - Во-первых, это предупреждение и профилактика опасностей для работников при выполнении ими своих рабочих функций. Во-вторых, это минимизация последствий от тех опасностей, которые работодатель не смог предотвратить. Эти подходы уже реализуются в каждом образовательном учреждении нашей области через систему управления охраной труда, которая по государственным требованиям обязана быть в каждом образовательном учреждении и которая обязана быть согласована с профсоюзной организации учреждения.
Областная организация Профсоюза образования активно принимала участие в разъяснении необходимости разработки и функционирования СУОТ через проведение индивидуальных консультаций и выездных семинаров для руководителей, уполномоченных и ответственных за охрану труда, были подготовлены и отправлены в ТПО методические рекомендации по разработке положений о системе управления охраной труда. 15 образовательных организаций (детские сады и школы) стали участниками областных конкурсов положений о системе управления охраной труда.
О том, как важно иметь эффективно действующую систему управления охраной труда, говорила Татьяна Пестрякова, внештатный технический инспектор труда Калининского района города Новосибирска. Здесь Положение СУОТ уже много лет определяет порядок организации работы по охране труда и структуру управления охраной труда, служит правовой и организационно-методической основой локальных нормативных актов по охране труда, а вся работа осуществляется совместно с профсоюзной организацией.
- Современное дошкольное образовательное учреждение – это сложная система, составными частями которой являются работники, материальные средства, сложное техническое оборудование. И вопрос создания здоровых и безопасных условий труда, улучшения организации работы, повышения ответственности работников за соблюдение условий охраны труда является ключевым вопросом в управленческой деятельности дошкольного учреждения, - сказала Татьяна Александровна. - Эффективность нашей СУОТ еще раз доказывает, что уровень развития партнерских отношений между администрацией и профсоюзной организацией на высшем уровне. Стиль отношений - сотрудничество и взаимовыручка. Сегодня администрация понимает, что профсоюзная организация является незаменимым помощником в работе с кадрами и рассматривает ее как полноправного участника единого и безопасного образовательного пространства.
Второй базовой процедурой необходимой для эффективного функционирования системы охраны труда является проведение оценки профессиональных рисков. Это достаточно новая процедура, которая ещё не является полностью понимаемой и применяемой работодателями. Хотя оценка профрисков в учреждении необходима для соблюдения и выполнения всех основных требований охраны труда.
Областная организация Профсоюза активно проводит работу по разъяснению необходимости проведения оценки профрисков через семинары, «Профсоюзный час», методические рекомендации.
Как проводится эта работа, какой результат она даёт, наглядно представила Анна Дубровина, специалист по охране труда детского сада №1 «Родничок» города Обь.
В данном саду 87 работников, создана эффективная первичная профсоюзная организация. Работу по оценке рисков здесь начали в 2021 году. Сначала разработали локально-нормативный акт и создали комиссию, провели анкетирование работников по возможным опасностям на их рабочих местах, а после составили общий реестр опасностей по детскому саду и карты риска по конкретным рабочим местам. В результате получили план мероприятий по управлению профессиональными рисками, в который вошли мероприятия организационно-управленческого характера (например, дополнение программы инструктажей), мероприятия, которые должен выполнять сам работник (соблюдать режим труда и отдыха) и другие.
- Мы поняли, что это не просто теоретическая работа, это действительно эффективный инструмент в СУОТ, который всегда можно дополнить и откорректировать. Это та процедура, которая действительно помогает выявить слабые места, опасности на конкретном предприятии и конкретном рабочем месте. Систематическая работа по снижению уровня рисков ведет к улучшению условий труда на рабочих местах, что позволяет выполнить главную цель политики учреждения в области охраны труда, - подвела итоги Анна Владимировна.
Для того, чтобы каждый работник учреждения понимал и осознавал свое место в системе управления охраной труда, собственную роль при выполнении своих обязанностей и как выполнение этих обязанностей связано с выполнением требований охраны труда важное значение имеет система обучения профсоюзных кадров основам требований охраны труда. И этому направлению областная и территориальные организации Профсоюза образования уделяют особое внимание: проводятся совещания и вебинары, выездные семинары внештатных инспекторов труда, выпускаются листовки и журналы, наполняется информационными и методическими материалами раздел «Охрана труда» на нашем сайте.
В территориальных организациях популярными формами обучения профсоюзного актива являются практикумы, круглые столы, интеллектуально-познавательные игры и привлечение экспертов.
Пути реализации новых подходов в обучении работников основам охраны труда в образовательных организациях Карасукского района показала Светлана Очередько, учитель-логопед, председатель первичной профсоюзной организации и уполномоченный по охране труда детского сада №1 «Родничок» г. Карасука.
- Вся работа ТПО по обучению членов Профсоюза идет совместно с управлением образования и отделом труда администрации Карасукского района. Кроме традиционных и регулярных семинаров, совещаний и дискуссионных площадок практической направленности, проводятся тренинги, интеллектуально-игровые мероприятия и консультационные дни с участием внештатного технического инспектора и ведущего специалиста администрации, - рассказала Светлана Алексеевна. - В районе уже сложилась творческая группа профсоюзных активистов по охране труда, которые обладают хорошими профессиональными навыками и могут передать эти знания своим коллегам. В результате, Карасукская ТПО принимает активное участие в областных конкурсах по охране труда и постоянно занимает лидирующие позиции.
В 2023 году Новосибирская областная организация начала формирование областного реестра специалистов по охране труда. У нас уже есть районы, в которых разъяснительная и совместная работа территориальных профсоюзных организаций и управления образования привели к хорошему показателю – примерно 80% учреждений ввели эту должность в штат. Ведущими стали Мошковский и Новосибирский районы. Самый лучший показатель в территориальной организации среднего профессионального образования - во всех учреждениях есть специалист по охране труда. Это объясняется, в первую очередь, спецификой образовательного процесса в этих учреждениях, наличием серьёзной материально-технической базы.
Председатель Новосибирской ТПО Эмма Тихомирова поделилась с коллегами, как поэтапно решалась проблема наличия специалистов по охране труда в их районе.
- Благодаря нашей совместной работе с социальными партнерами, мы смогли показать значимость должности «Специалист по охране труда». Растет не только количество, но и качество подготовки специалистов. Мы считаем, что проведенная работа по введению в штаты школ и детских садов должности дала возможность организациям более эффективно действовать, предупреждать взыскания надзорных органов. Все специалисты по охране труда состоят в профсоюзе, наряду с внештататным инспектором и уполномоченными лицами являются профактивом районной организации, - подчеркнула Эмма Борисовна.
Общественно-административный контроль выполнения требований охраны труда реализуется в образовательных учреждениях по индивидуальным схемам. Каждое образовательное учреждение уникально, везде есть свои традиции, образовательные задачи, особенности обучающихся и работников. Естественно, что особенности в своей деятельности имеют и первичные профсоюзные организации.
Подробно о роли Профсоюза в действующей системе управления охраной труда рассказал председатель первички Маслянинского аграрного колледжа, преподаватель математики и информатики Сергей Кукса.
- Важно, что защищая права работников образования на безопасный труд, профсоюзная организация активно сотрудничает с администрацией. И результатов у нашей деятельности много, - отметил Сергей Владимирович. - Так, за последние годы были внесены изменения в трудовые договоры педагогического состава в части определения рабочего времени (привязка к расписанию занятий, а не к определенным временным рамкам). По нашей инициативе добавлены разъяснения в областное отраслевое соглашение на 2023-2025 годы по проведению медицинских осмотров и прохождения санитарного минимума за счет работодателя. В ходе весеннего осмотра здания главного корпуса колледжа в 2021 году было внесено предложение по замене деревянных оконных проемов в аудиториях на пластиковые, и в течение 2022-2023 годов в основном корпусе и лабораториях эта работа закончена. А еще в колледже проводится СОУТ (теперь 6 работников получили доплаты и дополнительный оплачиваемый отпуск), прошла оценка рисков и многое другое.
Подводя итоги деятельности Профсоюза по созданию современных и безопасных условий труда для работников образования, лидеры профсоюзного движения большое внимание уделили развитию взаимодействия с социальными партнерами и органами власти.
Подтверждая эффективность совместной работы, начальник управления материальных ресурсов министерства образования Новосибирской области Сергей Шарф говорил об обязательном участии представителей Профсоюза в организации охраны труда и здоровья работников учреждений образования региона, подчеркнул роль профсоюзных организаций в сохранении материально-технической базы образовательных организаций и в реализации инфраструктурных проектов («Образование», «Точки роста», «Цифровая образовательная среда», «Школьное окно», ремонт спортивных залов и кровли, и др.).
Диалог на равных
Во второй части заседания состоялся откровенный, открытый и содержательный диалог председателей профсоюзных организаций с министром образования Новосибирской области Марией Жафяровой.
Мария Наильевна поделилась своими мыслями относительно стратегии развития образования региона, обратила особое внимание на обеспечение технологического суверенитета страны, в том числе, через воспитание и подготовку инженеров, специалистов естественно-научного цикла.
- Государственная стратегия заключается сегодня в развитии технических специальный. Но мы видим, что учителей физики, математики, информатики не хватает, - рассказала Мария Наильевна. - Что делает министерство образования сейчас? В муниципалитетах мы попросили фактический расклад по вакансиям в школах. Сейчас мы понимаем, с чем работать, какие меры принимать. Сегодня мы подключили к работе студентов старших курсов инженерных специальностей из СГУГиТ, НГТУ и НГПУ, который пойдут заниматься с выпускниками в школы. Вот такой формат репетиторства.
Министр отметила, что работа учителя сложная, но нужная. А для закрепления педагогических кадров самое важное – это целевое обучение. «Например, мы практически индивидуально работаем со студентами-физиками 1 курса с НГПУ, пытаемся склонить их перейти на целевое обучение, хотим выстроить систему работы директоров со студентами, чтобы педагогические практики были эффективны. Особое внимание и к педагогическим классам».
А дальше министр образования ответила на вопросы председателей территориальных профсоюзных организаций.
Таисья Рибчинская, председатель Мошковской ТПО
- Вопрос о закреплении молодых педагогов. Планируется ли на уровне министерства создание и реализация единой областной программы, меры социальной поддержки нашей педагогической молодежи?
М.Н. Жафярова:
- Мы видим, что программа «Сельский учитель» не работает. Это разговор о смыслах и профессиональной ориентации. На уровне отраслевого и муниципальных отраслевых соглашений важно будировать тему поддержки молодых специалистов. Должны быть единые и общие позиции, чтобы мы понимали, какая у педагога в начале карьеры будет зарплата при ставке в 18 часов и классном руководстве.
Татьяна Павловская, председатель Барабинской ТПО:
- В Новосибирской области происходит ежегодное повышение гарантированной части оплаты труда на неуказные категории, а педагогическим работникам и учебно-вспомогательному персоналу только за счет стимулирующих фондов, а это не обеспечивает каждому работнику повышения оплаты труда. Будет ли на региональном уровне ежегодное повышение оплаты труда за счет повышения окладов? Повышение было в 2019 и в 2022 гг. В итоге стимулирование растет, а гарантированная часть нет.
М.Н. Жафярова:
- На повестке пока такой вопрос не стоит. Это не уровень министерства образования Новосибирской области.
Т.Ю. Полещук, заведующий отделом по социально-экономическим вопросам:
- В рамках нашего отраслевого соглашения в 2022 году в последний раз была индексация, мы повышали оклады педагогических работников в пределах фонда. У молодых специалистов оклады маленькие, поэтому руководители в течение 3 лет ежемесячно платят им 25%, а потом за качественные показатели, в любом случае их надо стимулировать, а нагрузку молодым, как правило, большую не дают. А мы можем в пределах фонда гарантированную часть молодым повысить. Просим вас детально рассмотреть этот вопрос.
Татьяна Шатунова, председатель Октябрьской ТПО:
- Самая большая проблема сегодня – это жилищный вопрос. В том числе, поэтому не идут молодые в образование. Есть ли какие-то перспективы решения данного вопроса?
М.Н. Жафярова:
- В части муниципалитетов этот вопрос на личном контроле губернатора. Он дал поручение проверить, какая часть из того жилья, которое строится по региональной программе, кому и в каком количестве уходит. Мы выяснили, что не молодым специалистам. Мы начали этот вопрос будировать. Но это в области, в городе эта история не работает. Здесь есть только компенсация за найм жилья по дефицитным специальностям. Мы работаем сейчас с банками-партнерами по разработке программы льготной ипотеки. Это, конечно, не решение проблемы, но все же важно.
Людмила Фоминых, председатель Калининской ТПО:
- В 272 постановлении Правительства Новосибирской области по системе оплаты труда четко прописаны стимулирующие и компенсационные выплаты. В стимулирующих 7 показателей, но ни в компенсационные, ни в стимулирующие не вписываются молодые специалисты, т.к. еще нет качественных показателей. Как можно стимулировать молодого специалиста, как стимулировать наставничество? Не могли бы вы обратиться в министерство труда и социального развития о внесении дополнений и изменений в это постановления?
Т.Ю. Полещук:
- В нашем соглашении появились «иные выплаты», согласно федеральному отраслевому соглашению. Мы туда отнесли молодых специалистов, наставников, то, что нельзя отметить, как «качественные показатели». Мы эту ситуацию изложили при встрече с губернатором в августе, он дал поручение. Но в правительстве оно не было официально оформлено. У нас протокол есть. Пока в 272 постановлении этот пункт не появится, город Новосибирск не пропускает эти выплаты в соглашение. Важно, чтобы были прописаны именно «иные выплаты» стимулирующего характера.
М.Н. Жафярова:
- Конечно, давайте обратимся. Давайте рассмотрим этот вопрос.
Михаил Леонов, председатель ППО работников НГПУ:
- Как приятно слышать от министра образования добрые, понятные и приятные слова в адрес предмета «технология». Сегодня на федеральном уровне разрабатывается концепция и рабочие программы этого предмета. Возвращается то, что было разрушено. Будет ли разработана региональная концепция технологического образования?
М.Н. Жафярова:
- Сегодня у нас с вами вводится «труд» в начальной и средней школе на основе федеральной рабочей программы. Вариантов для маневра на региональном и муниципальном уровне, скорее всего, не будет. Мы будем ждать эту федеральную рабочую программу, будем изучать содержание и исполнять. А вот вариативную часть можно будет обсуждать. Давайте немного подождем.
Антон Никонов, председатель ППО Центра развития материально-технической базы образования:
- Насколько возможно организовать обучение дефицитным предметам с использованием информационных технологий?
М.Н. Жафярова:
- Мы этим как раз и занимаемся, активно реализуется программа «Сетевой учитель». Но сетевое обучение ребенка - это не всегда хорошо, есть свои нюансы. И даже в рамках этой программы мы достигли максимума ресурсов наших сетевых учителей. Уже надо искать педагогов за пределами региона. И, отмечу, что программа невозможна без тьютера.
Анжела Флеенко, председатель Чановской ТПО:
- В каких направлениях работы в отрасли образования наш регион в лидерах?
М.Н. Жафярова:
- Однозначно, в работе с одаренными детьми. В части молодежной политики тоже успешны. Новосибирская область в сфере высшего образования интересна соседним странам. Мы – научно-образовательный центр страны. Мы продвинуты и в чемпионатном движении в сфере среднего образования. Нам есть чем гордиться, но есть над чем работать.
Ирина Жукова, главный правовой инспектор труда:
- В июле 2022 года министерством просвещения был подписан приказ об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическим работником при реализации основных образовательных программ. В этом году у нас прошла общепрофсоюзная тематическая проверка на эту тему. В рамках мониторинга педагоги заполняли анкеты. Учителя говорят о том, что ничего не изменилось, приказ не работает. Вопрос первый: будет ли в нашем регионе утвержден дополнительный перечень отчетности? Второй вопрос: что будет предпринято нашим министерством, чтобы разгрузить педагогов, в том числе, от дублирования на электронном и бумажном носителе?
М.Н. Жафярова:
- Рособрнадзор плотно занят этой проблемой. Они изучают этот вопрос на базе пилотных регионов. Надеюсь, что эта группа сработает эффективно и эта работа станет основой для реального уменьшения отчетности в нашей сфере.
Артем Шабанов, председатель ППО студентов НГПУ:
- Будут ли увеличены размеры стипендий правительства и губернатора студентам? Может, появятся новые стипендии?
М.Н. Жафярова:
- Пока размеры стипендий увеличивать не планируем, у нас есть определенный лимит. Новые стипендии появляются, если высвобождаются средства.
Татьяна Карпатовская, заместитель председателя областной организации Профсоюза:
- 8 лет назад наша областная организация инициировала проведение методических форумов по профсоюзным округам. В этом году мы провели последний, восьмой сбор. На всех форумах мы слышим от коллег о больших проблемах в деятельности методических служб в районах. Есть ли перспектива развития этих служб? Может нам расширить наше социальное партнерство и продолжить эту работу вместе?
М.Н. Жафярова:
- Методические службы долго разрушались на федеральном уровне. Но у нас с вами есть 42 миллиона от губернатора на поддержку руководителей муниципальных методических объединений. Что мы будем делать? Советоваться с вами тоже будем, конечно. Необходимо разработать систему, как выбирать этих людей. Важно, чтобы человек, который занимается этой работой, был профессионалом, а еще мог дать современный урок! Мне хочется, чтобы они назывались, например, «главный внештатный учитель математики региона». Хочется, чтобы эти средства и высокая муниципальная педагогическая нагрузка сопрягалась с высоким статусом, который закреплен на уровне министерства. Нужно понимать, какие хотим результаты. Сейчас находимся в стадии переформатирования методической работы.
В конце председатели ТПО поблагодарили Марию Наильевну за открытость, доброжелательность и прямолинейность, за позитивное отношение к Профсоюзу образования и популяризацию профсоюзных идей среди руководителей образовательных организаций.
- Я всегда с Профсоюзом, всегда открыта к сотрудничеству. Мы с вами, профсоюзными лидерами, в одной лодке. Цели и задачи у нас одни, - подчеркнула Мария Наильевна.
От задач к стратегии
Завершилось заседание образовательным блоком. Заведующий отделом по оргмассовой работе и связи с первичными профсоюзными организациями Гульсина Каешкина дала методические рекомендации по проведению отчетов и выборов в 2024 году. Остановилась на особенностях формирования статистических отчетов по форме 5СП – 2СП в АИС.
Главный правовой инспектор труда Ирина Жукова рассказала о результатах работы по защите прав и интересов работников образования, обсудила первые итоги общепрофсоюзной тематической проверки нагрузки педагогов.
О коллективно-договорной кампании говорила заведующий отделом по социально-экономическим вопросам Татьяна Полещук. Главный бухгалтер Светлана Галянская представила отчет о финансовой деятельности областной организации Профсоюза.
Заместитель председателя Татьяна Карпатовская показала основные мероприятия 2024 года – Года организационно-кадрового единства, который объявил Центральный Совет Общероссийского Профсоюза образования.
В конце подвели итоги Года педагога и наставника. За активную и эффективную деятельность по развитию молодежного профсоюзного движения были отмечены Советы молодых педагогов и территориальные профсоюзные организации следующих районов: Ленинского (председатель Вера Дядькина), Мошковского (председатель Таисья Рибчинская), Новосибирского (председатель Эмма Тихомирова), Октябрьского (председатель Татьяна Шатунова), Сузунского (председатель Юлия Федорова) и Чановского (председатель Анжела Флеенко).
Профсоюзные лидеры, обсуждая новые планы и задачи на следующий период, отметили, что год был непростым, но благодаря совместным усилиям удалось достичь больших успехов и реализовать все поставленные цели. Каждый выразил уверенность в том, что и в следующем году профсоюзное движение будет дальше развиваться и только укреплять свои позиции.