Общественный совет: слово Профсоюза
18 февраля 2021 года в Правительстве Новосибирской области состоялось итоговое заседание Общественного совета при министерстве образования Новосибирской области. В работе участвовали представители муниципальных органов управления образованием Новосибирской области, руководители образовательных организаций, председатели территориальных организаций Профсоюза образования. Отдалённые районы присутствовали дистанционно.
На совете обсудили основные проблемы деятельности педагогов в системе образования Новосибирской области. Председатель Новосибирской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Светлана Сутягина выступила с большим докладом, где обозначила принципиальную позицию Профсоюза по нескольким вопросам.
Заработная плата
«С 1 сентября 2019 года в отрасли образования нашего региона удалось привести размеры должностных окладов, ставок педагогических работников в соответствии с профессиональными квалификационными группами (квалификационными уровнями) с увеличением в среднем от 5% до 57% в пределах утвержденных фондов оплаты труда, - отметила Светлана Геннадьевна. - Однако, без дополнительных источников финансирования отрасли ставки заработной платы учителя повышены незначительно. Далеко не все общеобразовательные организации имеют финансовые возможности увеличить минимальную стоимость образовательного часа 114,69 рублей. Да и на уровне администраций районов наблюдается политика сдерживания роста стоимости образовательного часа. В рамках проведенного Обкомом мониторинга, анализ по установленной в общеобразовательных учреждениях стоимости образовательного часа, показал, что 59% общеобразовательных учреждений стоимость образовательного часа установлена с минимальным значением (114,69 - 114,7 руб.), в 30 % учреждений - в более высоком размере (диапазон выше 114,7 руб. до 123,99 руб.), и в только в 11% учреждений - от 124 руб. и выше. Увеличение размеров ставок заработной платы учителя это на сегодняшний день первоочередная задача в совершенствовании системы оплаты труда работников.
Во-первых, размер оклада в самом высоком 4 квалификационном уровне без наличия квалификационной категории составляет 8 980 рублей или 70% от МРОТ на 01.01.2021 года, а, например, оклад по должности «библиотекарь» отрасли «Культура» с 01.01.2021 года составил 10700 рублей.
Во-вторых, если учитель на ставку заработной платы 18 часов не имеет квалификационной категории, доплат из специальной части фонда - за классное руководство и др., и при недостаточных средствах стимулирующего фонда может получить заработную плату в размере 70% МРОТ (с 01.01.2021 года -12 792р), и такие факты, например, в январе, уже имеются.
На данный момент вопрос о повышение окладов в отрасли волнует педагогическое сообщество еще потому, что ежегодно производится увеличение фондов оплаты труда работников для неуказных категорий, а нормативно подушевое финансирование при выполнении целевых показателей не гарантирует увеличение фондов оплаты труда каждого учреждения, т.е. в существующей системе финансирования для повышения заработной платы работникам из категории, определенных Указами Президента Российской Федерации, отсутствует системное увеличение фондов оплаты труда учреждений.
На уровне региона необходимо решить вопрос по ежегодной индексации заработной платы каждого работника через повышение размеров окладов, ставок заработной платы и системное увеличение нормативов финансирования. При решении данных вопросов возможно в пределах выделенных средств производить ежегодное увеличение размеров окладов педагогическим работникам отрасли через Отраслевое соглашение».
Проверки и буллинг
Светлана Геннадьевна подчеркнула, что «сегодня важно оградить педагогов от бесконечных проверок, преследования и травли в средствах массовой информации».
«Учителя вынуждены работать со значительными перегрузками не только без дополнительной оплаты за работу в «зоне риска», но и в условиях, когда ряд СМИ и Интернет-ресурсы организуют травлю учителей и руководителей образовательных организаций. Информация о работе системы образования в условиях эпидемии все чаще носит негативный характер. Мы только и слышим, или читаем, что там-то педагоги не доработали, там-то они не доделали. Часто родители, не разобравшись в ситуации, обвиняют во всем учителя. В соцсетях это становится настоящей травлей. Есть даже случаи, когда в органы власти поступают анонимные письма о якобы бывших нарушениях с стороны педагогов. Создаются комиссии, которые в итоге ничего из описанного в письме не находят, но зато нарушают спокойную работу учителя в школе, ввергают его в состояние стресса. В конечном итоге, это ускоряет лишь профессиональное выгорание педагога. Да, мы согласны с тем, какое признание сегодня получил труд медицинских работников. Это правильно! Но при этом все как-то забыли о педагогах, чей труд в условиях режима повышенной готовности также был очень напряженным. Чего стоил один переход на дистанционное обучение, а также на смешанное обучение. Этот труд они понесли добровольно, с многочисленными переработками, подчас рискуя своим здоровьем. Отмечу только, что многие, даже заболев новой коронавирусной инфекцией, продолжали вести занятия из дома, так как замены им просто не было!».
Права и интересы
Председатель областной организации остановилась и на оздоровлении работников отрасли:
«Необходимо решить вопрос о возможности компенсации расходов на лечение и реабилитацию педагогов, переболевших коронавирусом. Отмечают учителя и отсутствие реабилитационных процедур для стрессогенной профессии учителя».
Кроме того, Светлана Геннадьевна обозначила еще несколько нерешенных проблем:
- Отсутствие жилья для молодых педагогов (Профсоюз предлагает вернуть компенсацию за съемное жилье 50% на 50%)
- Отсутствие командировочных расходов на курсовую подготовку педагогических работников
- Недостаточное количество санаторно-оздоровительных путевок для учителей.