Информационный марафон «75 лет Победы: память поколений»
Пишите письма!
Письмо. Моё поколение ещё очень хорошо помнит это средство общения. Родственники писали, как они поживают, какие новости. Мы ждали письма, заглядывали в почтовый ящик, с волнением и нетерпением разворачивали и читали, читали…
Ещё совсем недавно на уроке я могла сказать ученикам: «Пишите грамотно и красиво, учитесь писать, как из армии девчонкам будете письма писать?». А теперь времена не те, теперь СМС всё за нас делает: «ШО?, ЩАС…» Да, время бежит, меняется мир, меняемся мы, подрастает новое поколение. И как хочется, чтобы уж если не всем нашим детям дано писать нежные и романтические письма, хотя бы они перечитывали опубликованные письма Пушкина, Чехова
А чтобы не забывали нашей истории, ребятам нужно перечитывать письма с фронта. О чём они? Чем жили солдаты Великой Отечественной, о чём думали, там, перед боем, там, в кромешной тьме? О чём печалились и чему радовались Солдаты Свободы?
Мы несём на классный час, на урок истории и литературы письма солдат, собранные в книгах: «Письма родные и близкие с дорог фронтовых полей» (Новосибирск, 2015), «Письма с фронта» (Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2011).
У нас пока ещё есть возможность взять в руки пожелтевшие треугольники. В нашем школьном музее ведётся работа по краеведению. И большим подвижником в этом начинании - руководитель музея, Жданова Лидия Семёновна. Более сорока лет занимается она краеведением. 52 года отдала школе, школьному музею. За время работы этот человек был учителем истории, завучем и директором школы №23, руководителем школьного музея. Огромное количество материала о Великой Отечественной войне собрано и хранится в нашем музее.
И письма с фронта занимают особое место. Пожелтевшие листочки войны, в них история семьи, жизнь конкретного человека, который воевал и погиб, так ничего и не оставив после себя.
А совсем недавно в музее появились новые письма. Бесценная находка для музея. Принесла их Половых Людмила Евгеньевна, двоюродная сестра Александра Вострикова, который проживал сначала в Криводановке, а потом семья переехала на постоянное место жительства в Новосибирск. Семь коротеньких писем и вырезка из газеты. Молодой парень в маскировочном костюме с автоматом. Улыбается, как будто вся жизнь у него впереди. Наш земляк Востриков Владимир, забытый герой незабытой войны. Письма прочитаны, отсканированы, а теперь о них должны узнать школьники, жители нашего села. Читаем письма и видим молодого человека, который страдал, любил, жил, надеялся вернуться с войны. Но ему не пришлось прийти с той войны, а остались его письма. Чудом они сохранились, и буквально спасла эти письма его далёкая родственница, с которой он и не виделся никогда, потому что родилась она уже после войны. Молодой человек писал письма матери, отцу, даже не зная, что отец и сестра тоже на фронте. Только из этой семьи все они не вернулись с войны…
Урок развития речи. Читаем письма той страшной и далёкой эпохи. Оставляем детей один на один с солдатским письмом. Очень хочется, чтобы прочувствовали, чтобы поняли, чтобы помнили, какой ценой заплатили солдаты за мир. И вот что они пишут:
«Безусловно, война – это очень страшное событие. Жёны теряли своих мужей. Матери сыновей. Это было горе каждого. Единственной радостью было получить письмо с фронта, которое дома ждали с таким нетерпением.
Некоторые эти письма не доходили, другим похоронка приходила раньше, чем долгожданные треугольнички.
Я хочу рассказать про письмо Сергея Попова, которое он отправил своим родителям в июне 1941 года, в самом начале войны. В нём он сообщает, что «совершилось ужасное: позавчера немцы начали наступление на СССР». Сергей передаёт привет от себя и своей сестры Маруси. Говорит, что «жизнь в Москве течёт нормально, но вся публика занята одним вопросом: как разгромить немцев».
Нам неизвестно, что стало с Сергеем потом. Как сложилась его судьба? Воевал? Остался ли жив, вернулся ли домой, к маме??? А очень бы хотелось, чтобы он остался жив.
Конечно, каждое такое письмо имело особую важность и ценность для того, кто его получал. Эти письма укрепляли веру в Победу, давали надежду на лучшее. Каждое письмо было не похоже на другое, но во всех этих письмах была жизнь. Жизнь сложная, трудная; на фронте под обстрелами, в тылу – голодная… Но эти маленькие треугольные весточки были нужны солдату, нужны его близким.
Они нужны и нам. Небольшое письмо. Несколько строчек, но в этих строчках событие страны, часть, может быть, короткой биографии солдата. И такие письма необходимы… Необходимы мне, потому что в колонне «Бессмертный полк» мы несём портрет моего прадеда по материнской линии – Цепкова Лаврентия Семёновича». (Ксения Захаренко, 8Б)
А вот отрывок из сочинения Сони Гоголадзе, ученицы 8Б класса:
«…передо мной письмо офицера Ивана Миронова, он пишет сыну Юраське. Пишет о том, «что уехал драться с фашистами, а Юраське и маме будет трудно, но не нужно расстраиваться, ведь Юраська – мужчина».
Читаешь, перечитываешь и представляешь себя на месте сына этого солдата…
Людские судьбы. Письма. Слёзы радости и горькие слёзы войны…
Уходит время, всё дальше уходит война, а письма остаются.
Они самая большая память о том времени. Нам необходимо читать и перечитывать их, брать в руки эти пожелтевшие листочки и помнить. Пока у нас есть прошлое, будет и настоящее». Живы имена ушедших от нас солдат. Наша семья в колонне «Бессмертный полк» проносит по улицам села портрет моего прадеда по материнской линии - Колмыкова Якова Романовича, погиб в Молдавии».
И ещё один вид фронтового письма был заявлен при организации школьной акции «Письма с фронта»: ученики Кноль Ольги Юрьевны, Донец Татьяны Вениаминовны вживались в образ солдата и от его имени писали письма своим родным и близким. Разные получились эти сочинения: по-детски наивные и открытые, добрые. Ребята свернули их в треугольнички, кто-то из детей даже «состаривал» бумагу для этих писем, чтобы было достоверно. Все письма показали ребятам в школе: организовали выставку «Фронтовое письмо».
Отрывки из своих сочинений ученики зачитывали на мероприятии «Под пулями не лгут…», которое организовала Дружбина Елена Леонидовна, методист сельской библиотеки им А. Кухно. Собравшимся была представлена презентация по этой теме. В исполнении Лукашук Ольги Александровны, мамы ученицы 6Г класса, прозвучало стихотворение собственного сочинения «Солдатские письма»; Лидия Семёновна, рассказывала о солдатских письмах и представила фронтовые письма, которые были опубликованы в газете «Комсомольская правда» в 70-е годы. С огромным волнением поведала она о ценных экспонатах, солдатских письмах, которые хранятся в школьном музее. Торжественно и печально звучали слова выступающих в притихшей аудитории, каждый уносился в то грозное далёкое время.
Письма. Письма родным и близким. Письма в грозные годы воины и в мирное время, очень хочется, чтобы мы умели писать письма, умели с волнением читать и перечитывать. Зачем? Чтобы помнили, чтобы помнить!
Татьяна Донец, учитель русского языка и литературы Криводановской средней школы № 22 Новосибирского района
Гоголадзе София, ученица 8Б класса, читает отрывок из своего сочинения |