Дистанционное обучение: взгляд изнутри
Искитимский район – единственный из сельских муниципальных районов в Новосибирской области, который целиком остаётся на дистанционном обучении. Такое решение было принято, исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации. Если говорить о моделях (или формах) обучения, то однозначно, придерживаться первой модели, когда школьники обучаются с использованием образовательных платформ или учитель в состоянии вести уроки онлайн или офлайн, наши школы не в состоянии просто по техническим причинам. Практически все образовательные организации придерживаются второй модели или совмещают две модели в отдельных классах.
Что касается второй модели, то школы попали в ситуацию, когда должны были проявить настоящее искусство, задействовав все возможные ресурсы сети Интернет: электронная почта, группы в Контакте, сайт школы, различные мессенджеры.
Мы понимаем, что ситуация с дистанционным обучением в 43 образовательных организациях очень неоднозначная. В зависимости от возможностей и условий организации дистанционного обучения школы Искитимского района разделены на 4 группы:
1 группа – школы, где особых технических проблем с дистанционным обучением не возникает. Скорость сети Интернет позволяет использовать платформы. Это школы р.п. Линево (4 школы), школа ст. Евсино. Основные проблемы здесь носили частный характер и были связаны лишь с отдельными семьями, ограниченными в оборудовании. В ручном режиме эти вопросы решались и решаются.
2 группа – достаточно большие школы, с численностью обучающихся 300 и более человек, но находящиеся в населенных пунктах со средней и ниже среднего скоростью Интернет, а также имеющие достаточно большое количество семей, не имеющих возможности обеспечить детей техническими средствами, кроме как телефоном. В этом случае, конечно, речь уже больше идёт о самообучении школьников. Педагоги делают рассылку заданий по электронной почте или используя все возможности сети. В этом случае, мы проводим работу с учителями, чтобы это были не просто задания, напоминающие традиционное домашнее задание, а своеобразный конспект урока с объяснением нового материала, преимущественно в схематичном или табличном формате, а также перечень тренировочных заданий и заданий для контроля.
3 группа – школы, имеющие подвозных детей – именно они оказались в непростой ситуации. В частных случаях происходит так, что ученики школы, проживающие на территории поселения, где находится школа, в большинстве своём обучаются по второй модели. В то время как привозные ученики этой же школы, проживают в малых посёлках, в которых практически отсутствует не только Интернет, но и устойчивая телефонная связь. Мы нашли такой выход, по согласованию с родителями, один-два раза в неделю в эти посёлки доставляются задания в распечатанном виде, определено место получения этих заданий родителями школьников, обратной связью получают выполненные задания. Конечно, это не простое решение, но это единственный возможный вариант обучения на данный момент.
4 группа школ – отдалённые малые школы, находящиеся в населённых пунктах, где в принципе нет сети Интернет и практически отсутствует мобильная телефонная связь, а стационарный телефон только в школе. В этом случае найден единственный возможный выход – выдача заданий на вахте школы по согласованному графику.
Отдельно нужно осветить ситуацию с обучением школьников Линевской коррекционной школы. Сложность заключается в том, что 60% обучающихся этой школы проживают на территории населённых пунктов всего района. Если с учениками, проживающими в Линево, всё более-менее понятно, они обучаются в дистанционном формате с использованием возможностей различных платформ и сетей. То непросто было наладить связь с учениками из других населённых пунктов. Нужно понимать, что, чаще всего и семьи этих учеников находятся в очень непростой социальной ситуации. Есть случаи, когда в населенном пункте есть связь, но семья не имеет ни компьютера, ни телефона с подключением к Интернет. Мы нашли такой логистический выход: Коррекционная школа передаёт задания по электронной почте в школы населенных пунктов, где проживают её ученики. Школа на месте распечатывает задания и организует их выдачу на вахте школы и обратный сбор. Затем работы сканируются и возвращаются в Коррекционную школу. Конечно, это дополнительная нагрузка на всех, но здесь всё зависит от продуманной организационной культуры в школе, которая выступает посредником.
Важно отметить, что на уровне управления образования принято и осуществлено решение быть готовыми к различным вариантам развития событий. Так, рабочей группой в составе сотрудников управления образования и директоров школ разработан регламент для каждой школы на все случаи развития событий:
- продолжение дистанционного обучения;
- выход на очное обучение только 9-11 классов;
- выход на очное обучение в полном составе обучающихся всех школ;
- выход на очное обучение только отдельных школ.
Однозначно, ситуация непростая. Но, важно отметить, что, судя по работе горячей линии управления образования, в родительской среде постепенно наступает понимание того, что все эти меры необходимы.