Вы здесь

Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год

Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год

Материалы к выступлению

 министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова

 на заседании коллегии Минобрнауки России по вопросу
«Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год»

20 марта 2013 года

Деятельность Минобрнауки России в 2012 году была направлена на реализацию основополагающих поручений Президента Российской Федерации (указы №597-606 от 7 мая 2012 года), Правительства Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Образование», Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике». А также строилась в соответствии с положениями стратегических документов:

• Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года,

• Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года,

• Плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы,

• Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года,

• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

С 2013 года логика оснований для планирования и деятельности ведомства строится от обновленной нормативной базы – закона «Об образовании в Российской Федерации» и 2-х государственных программ: «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий». В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №№ 596-606 уточнены основные задачи развития отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». «Дорожная карта» включает в себя систему мероприятий, нацеленных на повышение качества образования и обеспечение повышения заработной платы педагогическим работникам, а также разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации.

Одним из знаковых событий 2012 года стало принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Закон включает новеллы, отражающие лучшие примеры образовательной практики, подтвердившие свою эффективность. Изменяются уровни образования, расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обучающимся предоставляются возможности выбора различных учебных курсов в самой образовательной организации или вне ее – в рамках использования модульных технологий обучения; дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.

За два года в разработке Закона приняли участие представители большинства федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федерации, научного, педагогического, ректорского сообщества и работодателей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» прошел беспрецедентное по длительности и активности общественное обсуждение.

Использование множества площадок для обсуждения, учета мнения экспертного сообщества, открытость Министерства образования и науки в своей законопроектной деятельности для предложений и дискуссий реализуют общие интересы государственной политики в сфере образования.

Основные задачи Государственной программы «Развитие образования» до 2020 года связаны с планируемыми изменениями на всех уровнях образования:

· формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

· развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

· модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

· создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

· обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Госпрограмма – инструмент, позволяющий планомерно проводить модернизацию системы образования вне зависимости от ведомственных границ и соответственно полномочиям различных уровней государственной власти.

Цель госпрограммы «Развитие науки и технологий»:

формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики.

Задачи:

1. Развитие фундаментальных научных исследований и поисковых работ.

2. Создание научно-технологического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития.

3. Институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование его структуры, интеграция науки и образования.

4. Формирование современной материально-технической базы сектора исследований и разработок и повышение эффективности ее коллективного использования.

5. Рациональная интеграция российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство.

План деятельности Минобрнауки РФ на 2013 год построен на основе госпрограмм, их первоочередных задач, включает перечень мероприятий по исполнению полномочий ведомства, отдельным блоком выделена работа по обеспечению социальной защиты детей.

Указами Президента от 7 мая 2012 г. №597 и от 1июня 2012 г. №761 установлены целевые ориентиры по повышению заработной платы работников бюджетной сферы.

Задачи 2012 года по доведению средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе в целом выполнены.По категориям работников разных уровней образования рост уровня заработных плат обеспечен.

В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства от 26 ноября 2012 г. № 2190-p, с 2013 года введено федеральное статистическое наблюдение в целях формирования официальной статистической информации о средней заработной плате категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы.

В 597 Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» ставятся задачи по повышению оплаты труда педагогических работников дошкольного и общего образования до 100% от средней заработной платы в общем образовании и в субъекте Российской Федерации.

Вместе с тем, по результатам февральского совещания с ректорами российских вузов Владимир Владимирович поставил задачу повышения оплаты труда профессорско-преподавательского состава до средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Эти задачи выполнены по педагогическим работникам общего образования и профессорско-преподавательскому составу вузов. Вместе с тем по дошкольному образованию нам еще предстоит увеличить заработную плату на 25% до установленного целевого значения.

На 2013 год наша задача – обеспечить повышение заработных плат педагогических работников дошкольного, общего и высшего образования с учетом их квалификации и профессиональных достижений (соответственно по уровням - на 30%, 15%, 30%). В соответствии с принимаемыми на уровне субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти «дорожными картами».

В 2012 году Министерством разработана Поэтапная программа ликвидации очередности в дошкольные учреждения (строительство, реконструкция, возврат ранее переданных зданий, альтернативные формы и развитие услуг негосударственного сектора).

К 2015 году с учетом всплеска рождаемости нам предстоит создать более млн. мест в дошкольном образовании. Причем от 15% до 20% от общего числа новых мест может быть реализовано через альтернативные формы и развитие услуг негосударственного сектора.

С целью реализации региональных программ («дорожных карт») ликвидации очередности на федеральном уровне реализованы финансовые механизмы ликвидации очередности: бюджетные кредиты, предоставляемые субъектам Российской Федерации с целью строительства и реконструкции зданий дошкольных учреждений; субсидии из федерального бюджета на оснащение дополнительно созданных мест.

Целевой ориентир на 2013 год: сокращение очереди на получение места в детских садах для детей
от 3 до 7 лет не менее чем на 205 тыс. дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях, за счет иных форм – не менее чем на 50 тыс. мест.

С целью расширения охвата детей программами дополнительного образования в 2012 году Минобрнауки РФ разработан проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

В проекте программы предусмотрен комплекс мер, направленный на увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов.

В 2013 году будет обновлен пакет регулирующих документов для обеспечения условий повышения доступности и качества услуг дополнительного образования. Будут разработаны и апробированы различные модели использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении таких услуг, проведены мероприятия по выявлению и сопровождению молодых талантов.

В 2013 году мы рассчитываем обеспечить прирост численности детей в возрасте 5-18 лет, охваченных услугами дополнительного образования, до 8,4 млн. человек (увеличение численности детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, на 350 тысяч человек).

В целях оценки эффективности сети вузов Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти провело мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В мониторинге приняли участие 502 государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования и 930 филиалов, подведомственных 18 федеральным органам исполнительной власти, Правительству Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Верховному суду Российской Федерации, Высшему арбитражному суду Российской Федерации, Российской академии наук и Российской академии художеств.

По итогам деятельности Межведомственной комиссии выработаны решения для последующей работы: (1) разработка и утверждение программ развития вузов, предусматривающих оптимизацию; (2) реорганизация образовательных учреждений.

Образовательными учреждениями уже представлено 156 программ оптимизации, из них 69 вузов и 87 филиалов, которые будут утверждены в 2013 г.

В отношении 24 вузов и 262 филиалов, подлежащих реорганизации, будут приняты управленческие решения в 2013 г., предусматривающие в том числе обеспечение прав обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях, а также соблюдение прав работников трудовых коллективов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 разработан план мероприятий по развитию ведущих университетов, направленный на повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. К 2020 году не менее 5 российских университетов должны войти первую сотню мирового рейтинга.

План поддержки ведущих университетов включает 4 основных блока направлений, реализация которых обеспечить развитие тех параметров оценки, которые учитываются международным рейтингом университетов: от повышения академической мобильности и создания современной инфраструктуры до интенсификации патентования и внедрения инноваций, программного финансирования науки.

Замечу, что в 16 марта 2013 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 211, которое фактически фиксирует старт проекта и порядок поддержки ведущих российских университетов.

Минобрнауки России также разработан комплекс мероприятий на 2013-2015 годы, направленных на увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 2, 44 процента. Комплекс включает в себя (1) организационно-методическое обеспечение, (2) изменение системы административных требований, (3) системную поддержку научных публикаций и мероприятий по повышению квалификации научных и научно-педагогических работников, (4) меры по продвижению российских научных изданий и публикаций в международную информационно-аналитическую систему WebofScience и (5) стимулированию публикационной активности российских исследователей в научных журналах, входящих в международные информационно-аналитические системы WebofScience, Scopus.

Целевой ориентир 2013 года по данному направлению - увеличение числа российских статей, опубликованных в журналах, входящих в списки WebofScience, до уровня 34,6 тыс. публикаций, Scopus – до уровня 40,9 тыс. публикаций.

Министерством подготовлен и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

В рамках реализации направления «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы определены 24 субъекта Российской Федерации - победители конкурсного отбора региональных программ развития образования. В 2012 году в субъектах Российской Федерации созданы стажировочные площадки по распространению современных организационно-правовых моделей социализации детей-сирот в период постинтернатной адаптации; развиваются инструменты профилактики социального сиротства.

До конца 2013 года не менее 50 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, будут устроены в семьи российских граждан. В системе интернатных учреждений останется не более 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей.