Выступление Председателя Профсоюза Галины Меркуловой на заседании Генсовета ФНПР 11 декабря 2013 года
Как сопредседателю II рабочей группы, хотелось бы в своем вступлении остановиться на разделе проекта Генерального соглашения, касающегося заработной платы, доходов и уровня жизни населения, который можно отнести к наиболее проблемному сегменту соглашения.
К этому разделу относятся и вопросы, связанные с трудовыми отношениями, социальной политикой государства.
Это вопросы и проблемы, которые не теряют своей актуальности и требуют постоянной системной аналитической работы и поиска очень взвешенных решений и поэтому с некоторыми уточняющими формулировками они переносятся из текста одного Генсоглашения в другой.
Естественно, появились новые разделы, касающиеся реализации Указа Президента, и последовавшим за ним распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. № 2190 и «дорожными картами» в части определения порядка реализации заданных ориентиров повышения заработной платы различных категорий работников вплоть до 2018 года.
И понятно, избирается основной механизм отслеживания этого процесса – мониторинг.
И вот здесь сразу выявляются, на наш взгляд, разные подходы к его осуществлению.
В прошлом году проводить этот мониторинг ежеквартально было поручено Росстату. Да, он исполняет данное ему поручение. Но, как нам кажется, этого анализа недостаточно для того, чтобы иметь реальное представление о том, какие меры предпринимаются в субъектах РФ для изыскания источников финансирования реализации поставленной Президентом задачи: либо за счет роста бюджетных ассигнований и увеличения стоимости труда, либо, по-прежнему, за счет сокращения кадров и последующей за этим дальнейшей интенсификацией труда.
Коль скоро мы включаем в Генеральное соглашение осуществление мониторинга, необходимо в рамках РТК - вероятно Минтруду России, скоординировать взаимодействие отраслевых министерств и профсоюзов в его проведении.
Ведь процесс выполнения Указа идет непросто, уже сегодня ощущается обеспокоенность по поводу того, как будет складываться ситуация в предстоящем году.
В начале своего выступления я говорила о том, что есть в тексте Соглашения позиции, которые носят перманентный характер и поэтому они повторяются в каждом следующем Генсоглашении.
Но есть очень важные проблемы, решение которых непростительно затягивается. Это, прежде всего, касается установления базовых ставок и окладов Правительством РФ для работников бюджетной сферы.
Вот уже в третье Генсоглашение вносим обязательства сторон социального партнерства по решению этой застаревшей проблемы. 8 лет мы дискутируем на эту тему.
Видимо, благодаря тому, что Президент обозначил в своем Указе необходимость разработки и утверждения базовых ставок и окладов, завтра, 13 декабря, на рабочей группе РТК, предусматривается рассмотрение подготовленного Минтрудом России материала по вопросу «О формировании информационной базы для подготовки предложений по установлению базовых ставок и окладов по профессиональным квалификационным группам».
При первом ознакомлении с этими материалами возникло явное возражение против предлагаемых сроков разработки предложений, поскольку они вступают в противоречие со сроком, установленным в Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства России.
Чем дальше мы оттягиваем время, тем более усложняем решение этого вопроса. В подтверждение тому приведу примеры.
Так, в ноябре мы провели профсоюзный мониторинг с целью определения фактически применяемых в субъектах РФ минимальных должностных окладов или ставок заработной платы по основным профессиональным квалификационным группам должностей работников в сфере образования. Результаты проведенного мониторинга показали, что используемые в регионах минимальные ставки или оклады, например, для учителей значительно различаются по регионам и федеральным округам. В частности, в Центральном федеральном округе размеры минимальных ставок (окладов) учителей установлены в диапазоне от 3696 руб. в Рязанской области до 11300 руб. в Московской области; в Северо-Западном федеральном округе - от 3900 руб. (Архангельская область) до 18650 руб. (г. Санкт-Петербург); в Северо-Кавказском федеральном округе - от 5200 руб. (Республика Северная Осетия-Алания) до 8830 руб. (Кабардино-Балкарская Республика); в Приволжском федеральном округе - от 3978 руб. (Республика Мордовия) до 10000 руб. (Удмуртская Республика).
И последний вопрос также не менее важный – это позиция, по которой у нас сохраняются разногласия с нашими социальными партнерами. Это – внесение в Госдуму проекта федерального закона, предусматривающего, что размеры базовых ставок и окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Мы поддерживаем позицию профсоюзной стороны по этому вопросу.
На наш взгляд, решение этого вопроса могло бы стать первым шагом к упорядочению в построении систем оплаты труда и обеспечению государственных гарантий по оплате труда, для того, чтобы уйти от беспрецедентной ситуации, которая сложилась к настоящему времени.