Вы здесь

Выступление и ответы на вопросы министра образования НСО

Выступление и ответы на вопросы министра образования Новосибирской области Сергея  Федорчука на заседание областного комитета 23.12.2020

Я рад всех приветствовать в преддверие Нового года на традиционном профсоюзном мероприятии, на которое мы вместе, как сказала Светлана Геннадьевна, как партнеры проводим не первый год и не первое десятилетие. Я постараюсь коротко рассказать о том, чтобы было в 2020 году, и коротко о планах на будущий год. И, если время позволит, ответить на вопросы, если будут.

Год был достаточно сложный, он был не очень спокойный. Это связано и с двумя этапами дистанционного обучения весной и осенью, и с самой коронавирусной инфекцией, и с тем, что многие наши коллеги действительно болели коронавирусом и ОРВИ. Было время, когда в отдельных школах в коллективе здоровых было меньше, чем больных. Переход осенью на дистант был связан с этим фактором. При возврате с дистанта мы смотрели, прежде всего, на то, что ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону. Это, конечно, связано и с тем, что каждый из вас в своих образовательных организациях принимает все необходимые усилия для сохранения безопасности. Но в то же самое время, связано и с объективной картинкой. В первую очередь, хотел бы поблагодарить всех вас за то, что вы очень активно и продуктивно поработали в этом году. И мы, несмотря на все трудности этого года, пережили эти трудности. И я считаю, что не с плохим результатом вышли из года, если смотреть на результаты ЕГЭ, ВПР. Хотя, конечно, в целом, радовать они нас не могут. Но, тем не менее, они не такие плохие, как мы сами ожидали.

Я думаю, что стоит сказать, что несмотря на то, что на борьбу с ковидом были брошены огромные деньги, мы сохранили все социальные обязательства, фонды оплаты труда и социальные выплаты не пострадали. В этом смысле мы очень успешно заканчивает учебный год. И с вашими коллегами из муниципалитетов постараемся выплатить заработную плату и все, что связано с классным руководством, уже в декабре.

В этом контексте год прошел так, как он и должен был пройти, социальные обязательства, взятые на себя, мы выполнили, и на мой взгляд, это главное. Это залог стабильности работы огромного количества коллективов, которые в этом году трудились, как и всегда, на ниве образования.

Кроме того, могу сказать, что произошли серьезные изменения в отдельных социальных вопросах. Например, с 1 сентября мы начали выплачивать 5 тысяч рублей по указу Президента на каждого классного руководителя. В этом году помощь получали 16 777 педагогов, а в следующем эту помощь (она идет как помощь, мы просим вас выделать её отдельной строкой, со временем все это образуется и станет просто частью заработной платы) будут получать 17,5 тысяч педагогов, то есть почти на 700 человек больше.

Кроме того, один раз в день все ученики начальной школы начали получать бесплатное горячее питание. В следующем году мы продолжим работать в этом направлении. Все это поставлено сегодня на очень серьезные рельсы. За 4 месяца нам удалось не только организовать эту работу, провести и уже в жизнь воплотить, но и создать такие условия, которые, по большом счету, у Роспотребнадзора никаких нареканий, за исключением отдельных образовательных организаций, не вызывают. Это тоже заслуга огромных коллективов, ваша заслуга, работа, которую мы на протяжении нескольких последних месяцев проводили.

Кроме того, серьезные изменения в этом году произошли в содержании образования. Дополнительное образование вышло на первое место. Это новосибирский кванториум на базе НГТУ. Это региональный «Сириус» и наш центр «Альтаир». Мы открыли дом научной коллаборации на базе НГТУ. По районам поехал мобильный кванториум. И, наконец, самое главное, мы создали в этом году порядка 2,5 тысяч мест дополнительного образования в школах. И школы получили оборудование или средства на его приобретение.

Активного развития ждут «Точки роста» в рамках национального проекта «Успех каждого ребенка». Открыто 42 «точки». Я в некоторых уже побывал и видел, как они работают. Это прорыв в системе специализированного и дополнительного образования. Для меня очень важно, что продолжается проект специализированных классов. Мы открыли новый проект «Ресурсные центры», и школы получили дополнительное финансирование фондов оплаты труда. Нам важно выстроить методическую службу.

Что касается общего образования, то здесь качественно меняется содержание образования. Мы сегодня перешли с вами на преподавание совершенно по-новому, по технологии 2035. Мы с вами совершенно точно будем участвовать в проекте «500+» - это работа со школами с устойчиво низкими результатами. В этом году этот список очень широкий, потому что он совершенно по-другому считался. Могу сказать, что, когда мы пересчитали этот список по результатам этого года, то у нас получилось не 287 школ, а 599. Чтобы вы понимали, это 60% всех школ.

Это к вопросу о качестве образования как такового, результатов ЕГЭ этого года и результатов ВПР. Когда мне говорят, что на результаты ВПР повлияло дистанционное обучение и из-за этого качество понизилось – это разговоры в пользу бедных. Давайте с вами вспомним, на основании чего пишутся ВПР и как могло повлиять качество образования в сентябре на те темы, которые вы проходили в 3-4 классе в течение всего года до марта месяца. Как ни странно, те темы, которые были на дистанте, с ними, в основном, справились школьники успешно.

Это абсолютная реальная статистика. Я ни в коем случае не хочу сказать, что дистант никак не влияет на качество. Я и сам - противник дистанта в нормальных условиях. Но тем не менее, когда мне в открытую заявляют о том, качество упало из-за дистанта, не верю! Это качество упало на основании той работы, которую мы с вами вели на протяжении многих лет. Поэтому наша задача в сфере общего образования как раз связана с тем, что нужно будет активно участвовать в этом проекте в следующем году. Соглашение сегодня я подписал с Москвой. Здесь останавливаться нельзя.

Что касается среднего профессионального образования, то в этом году укрепили материально-техническую базу 10 мастерских. Это мы каждый год делаем, у нас уже порядка 40 таких мастерских появилось. Мы открыли Центр опережающей профессиональной подготовки, который сегодня будет являться не только ресурсным центром с точки зрения переподготовки взрослого населения, но и координатором работы по «Билету в будущее».

В этом году построили ещё пять школ, в следующем году будет еще три. Мы завершаем строительство 20 детских садов, в следующем году ещё будет семь. Ну и дальше будем прорабатывать вопрос о продолжении всех этих проектов, пока по финансам это неясно. Но, тем не менее, укрепление материально-технической базы, конечно, будет происходить.

В этом году мы запустили систему «Навигатор». За исключением нескольких районов, данные по детям в нее не внесли. Давайте сразу все точки над i расставим. Вы же руководители профсоюзных организаций, значит, аккумулируете мнения всех педагогических коллективов. Посмотрите, навигатор дополнительного образования не нужен мне как министру для того, чтобы загнать всех детей на допобразование и повысить охват. Это не об этом речь. Навигатор дополнительного образования, когда мы говорим о сертификате учета, вещь весьма конкретная. Грубо говоря, каждый школьник должен такой сертификат получить, надо привести его в систему дополнительного образования или в школу, и там зарегистрировать. Зачем он нужен? В этом случае мы четко будем понимать, сколько детей и на какой кружок конкретно ходит. И вот тогда будем разговаривать с муниципалитетами о том, нужны ли деньги дополнительные им или у нас здесь эти деньги можно брать. Это очень важный момент. Поэтому давайте здесь не будем тень на плетень наводить, и за январь, февраль, март мы полностью наших детей, что называется, «отоварим» этими сертификатами и отработаем с родителями для того, чтобы эти сертификаты были у учреждений допобразования и в школах зарегистрированы. И соответственно, чтобы мы четко понимали, какая у нас имеется в допобразовании картина. Эту работу, конечно, мы будем вести в течение всего года. Остановки здесь никакой не будет.

Что касается сертификатов финансирования, когда родитель и ребенок могут определить любой кружок, в том числе, и кружок дополнительного образования в частном секторе, мы пока по согласованию с муниципалитетами эту работу сильно не будируем. И те возможности, которые у муниципалитетов есть, чтобы эти деньги высвободить, они их используют. Кто-то берет от 0,3%, кто-то 1,5%, кто-то как город от 10%. Речь не об этом. Я не настаиваю ни на каких процентах. Да, по изначальному плану у нас было 25%, но, когда мы увидели, что этим самым утопим всю систему дополнительного образования, скажу прямо, как я думаю, мы развалим государственные и новые не создадим. Потому что не известно, в какие кружки пойдет ребенок – в секцию английского он пойдет или еще куда-то. Но денег свободных у муниципалитетов нет для того, чтобы лакуны закрыть и учреждения не развалились. Поэтому мы это приостановили. В следующем году мы так же не будем это форсировать. А вот в системе учета должен быть стопроцентный охват детей.

Что касается национальных проектов. Они, конечно, будут все продолжены. В «Земском учителе» в этом году 79 человек пришло. Мы эту практику продолжим. На протяжении следующих трех лет около 300 педагогов попадёт в сельские школы.

Плюс совместно со Сбербанком мы реализовываем проект «Учитель для России», и еще порядка 90 учителей придёт на работу в школы в сельской местности.

Если говорить о новых сущностях в общем образовании, то кроме проекта «500+», о котором я уже сказал, в котором мы будем активно участвовать, мы будем продолжать работу, связанную со всеми вопросами качества образования. Об этом я говорил на съезде и обозначал как задачу. Здесь не нужно сбрасывать со счетов все, что касается качества образования как такового. Методическая работа очень важна в этом контексте, и повышение квалификации очень важно и нужно. Но, уважаемые коллеги, если мы не будем работать над ошибками, которые мы же допускаем в процессе обучения школьников, что выявляется как дефицит, когда мы анализируем результаты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, толку от этого не будет. Качество не может расти там, где не ведется работа над своими же ошибками. И в этом контексте, мы с вами находимся в одинаковых условиях. Ведь чтобы качество выросло в целом в регионе, необходимо, чтобы оно росло в каждой школе. Да, сегодня можно говорить, что у нас есть проект «спецкласс», у нас есть проект «ресурсный центр», есть РДШ. Но если мы не займемся вопросами повышения качества в школах с низкими результатами, изменений не будет.

Для того, чтобы не быть голословным. Весной, когда мы по округам проводили работу по результатам, например, вот меня сильно порадовали Здвинка, Кыштовка, Северное, которые подняли качество в таких сельских отдаленных территориях.

На этих совещаниях присутствовала Светлана Геннадьевна, она может подтвердить, что я лично хвалил этих людей, несмотря на то, что за последние 2-3 года, в основном, они только получали замечания за свою работу, по одной простой причине: они изменили не только подходы к образованию и обучению, повышению квалификации педагогов, но изменили и результат. То есть можно без определенных крупных вливаний, просто перераспределяя фонды и ресурсы, добиваться результата даже в отдаленных сельских территориях. Я уже не говорю за все остальные.

В том же Здвинском районе условия ничуть не лучше, чем в соседних районах. Не лучше и не хуже. И результат Здвинского района уже по итогам этого года, по тем же ВПР, не самый худший во всех смыслах этого слова. Поэтому эту работу можно вести очень продуктивно и повсеместно.

Что касается среднего профессионального образования, то, конечно же, мы будем продолжать работу и по укреплению материально-технической базы, и по оптимизации сети в этом контексте. Не сокращая места и помещения, а, прежде всего, оптимизируя управленческий аппарат, то есть мы будем создавать крупные образовательные холдинги, которые будут иметь несколько помещений и объединять несколько групп специальностей, близких друг другу.

Что касается всего остального, связанного с национальным проектом, то если брать «Успех каждого ребенка», например, дополнительное образование. То здесь, конечно, будет продолжена та линия. В этом году мы завершили строительство, создали структурное подразделение областного центра. В следующем году мы должны наполнить эту работу содержанием. Для этого мы закончили, например, создание муниципальных центров по работе с одаренными детьми и создали структуру как таковую.

Но также, как в вопросах воспитания, которые появятся у нас теперь, что называется, уже официально. Есть даже такой национальный проект. То здесь очень важно помнить о том, что всё зависит от конкретной работы на месте.

Много лет я всем вам говорил о своем отношении к РДШ. Много лет большинство из вас активно сюда не погружались. Сегодня РДШ является главным инструментом проекта национального патриотического воспитания. И те, кто сегодня имеет у себя хорошие, уже созданные организации, они будут напрямую участвовать, в том числе, и в грантах. А у тех, у кого их нет, и денег не будет. Это к вопросу о том, как мы с вами относимся к тому, что является приоритетом.

РДШ не мне необходимо, оно необходимо вам для организации воспитательной работы, потому что это готовый инструмент и механизм. Поэтому обращаем еще раз ваше внимание, что реализация этого проекта будет связана не только с изменением плана воспитательной работы в школе, не только с активацией детского движения в лице РДШ, юнармии, лидерского движения и так далее. Но самое главное, с использованием инструментов, которые есть в этих направлениях работы, связанных, например, с детским отдыхом, с работой с одарёнными детьми. Сегодня РДШ, например, если помните проект «Большая перемена», является координатором многих проектов, интеллектуальных, в том числе. Поэтому мы с вами должны активно включиться в эту работу, и, прежде всего, вести разъяснительную работу и с руководителями, и с педагогическими коллективами для того, чтобы донести до них информацию о том, что это ни какая-то или чья-то прихоть, это важный инструмент той работы, которую мы ведем каждодневно вместе с вами.

Что касается социальных всех обязательств следующего года. Я могу уверить всех в трех вещах. Первое. Фонды оплаты труда доведены до министерства в полном объеме. То есть никаких изменений в фондах оплаты труда пока не предвидится, ни в какую сторону. Но главное, то, что у нас есть, у нас и останется. А дальше все будет зависеть от того, какие решения будут приниматься на федеральном уровне. Классное руководство также останется как мера социальной, в том числе, поддержки педагогов в полном объеме. У меня только одна просьба по классному руководителю. Конечно, есть весь необходимый пакет документов, в том числе, методические рекомендации и т.д., но в работе классных руководителей в большинстве образовательных организаций с точки зрения тех задач, которые им нарезает за эту заработную плату школа, ничего не изменилось. Ничего не изменилось. Тысяча осталась, пять добавили и ничего не изменилось. Хотя мне многие в прошлом году говорили: «классному руководителю нужно платить за работу». И вот зарплата пошла, а функционал не изменился. А вы посмотрите свои же нормативно-правовые документы.

И второе, что касается заработной платы. Понимаете, у нас масса региональных проектов, которые направлены на увеличение фондов оплаты труда. Сейчас мы работу эту притормозили. Но в следующем году, буквально с января месяца, коллеги, мы вернемся к этой работе очень плотно. Первое. Мы разделим проект спецкласса на два этапа. Деньги будем давать на 8-9 классы, если школьники результат не показывают перед 10 классом – конкурс, можем не дать. Надо получать деньги за результат, а не за доброе имя, которое завоевано хорошим руководителем лет пятнадцать назад.

Второе. Ресурсные центры будем пересматривать. И те центры, которые методической работой не занимаются, а зарплату получают, извините меня, за красивые глаза, что называется. Будем тоже менять подходы к этой работе. Однозначно. Тоже будем переделывать конкурсы с теми школами, которые не выполняют условия договора.

Третье. Те надбавки, которые сегодня стоят у школ, которые являются лицеями и гимназиями, школами с углубленным изучением отдельных предметов, также будем играть их на конкурсной основе.

Объясню, почему я к этому выводу прихожу. Я смотрю за некоторыми школами, которые не являются получателями дополнительных фондов оплаты труда, но при этом показывают результат, который не только мне нужен как министру с точки зрения качества образования в среднем по региону, но и, собственно говоря, основным потребителям услуги: родителям, детям. И они умудряются организовать образовательный процесс таким образом, что и уровень подготовки школьников, и уровень других направлений деятельности остается очень высоким на протяжении нескольких лет.

И я, например, задаю себе вопрос, почему 40% к фонду оплаты труда не в классе, а в целом к школе получает учреждение, которое добилось этого права 20 лет назад, которое на протяжении последних 10 лет уже не показывает никаких результатов. Если мы с вами говорим за справедливость, то она должна быть в том, что школа, которая не показывает результаты и фонды оплаты труда должна иметь меньшие. Если мы говорим о конкурентном преимуществе.

Потому что создание новой системы оплаты труда, которая была заявлена премьер-министром и министром Просвещения, займёт весь следующий год. Какой она будет, никто не знает. Если она будет близкой к той, которая была в советские времена, это было бы неплохо. Тем не менее, стимулирующие фонды никто не уберет. Они останутся. Да, если среднюю заработную плату повысят, я лично буду за. Я не считаю, что заработная плата, которую сегодня получают учителя, она нормальная. Я считаю, что она маленькая за тот объем работы, который вы ведете в своих школах. Но ведь речь идет не о заработной плате как таковой, гарантированной, а о дополнительных фондах оплаты труда. И в этом плане есть вопросы. Вы понимаете же, что есть директор, у него есть имя, и мне говорят, как у него забрать 40%, это ведь коллектив обидеть. А не обидно ли тем коллективам, которые расположены через улицу, которые работают и дают результат, и которым ничего никогда не дадут дополнительно.

На мой взгляд, этот момент мы с вами должны вместе обсудить, прям в начале года, в январе-феврале. Поэтому будьте готовы, что мы вас будем привлекать к этой работе в плане обсуждения, выйти на уровень того, что давайте будем по-честному работать в этом направлении.

Что касается социальных всех гарантий и обязательств. Они также будут на нами все выполнены в полном объеме. Я здесь имею в виду не только питание. Здесь понятно, мы на весь год деньги получили, порядка полутора миллиардов рублей. Деньги есть. Можете смело заключать договора для того, чтобы ребятишки начали спокойно кушать уже прямо в январе.

В завершении хочу сказать, что каникулы у нас с вами будут продолжаться до 17 числа. Поэтому просьба у меня такая: нужно провести работу в коллективах, и не такую, что я не знаю почему решение такое принято. Решение принято на очень простых основаниях: новогодние праздники – это перемещение всех потоков, возможных и невозможных. Какие результаты новогоднего отдыха в течение почти двух недель будут, мы не знаем. Поэтому окончательное решение о том, как мы будем продолжать обучение, примем на неделе как раз с 11 по 17 января.

Отсюда у меня к вам и просьба. Разъясните родителям, что и учителям, и детям проще вот эту неделю переждать для того, чтобы было нормальное понимание статистики, того, что в регионе происходит, в том числе, и в образовании. Потому что все, что будет связано с двумя неделями обучения в очном формате, хотя статистика сейчас очень радужная, она не говорит о том, что у нас заболеваемость растет в сфере образования, например. Количество заболевших сокращается. Но вы же сами новости слушаете, и третья волна не за горами, и когда она стрельнет никто не знает. Есть мнение, что стрельнет она в конце декабря. А есть мнение, что в начале января. Поэтому нам с вами лучше две недели после Нового года как раз спокойно переждать и потом уже вывести в нормальный формат обучения всех детей. Это моё мнение, чтобы потом не принимать резких решений и выводить опять на дистант. Мне кажется, это объективно правильно.

И наконец, второе важное замечание. Мы с вами должны понимать еще одну очень важную вещь, которую нельзя сбрасывать со счетов. Осенью на дистанционном обучении находилось только 43% детей. Малокомплектные, малочисленные школы, с 1 по 5, 11 классы – дети обучались очно. И ничего не случилось. Заболеваемость вверх не пошла. Мы просто развели потоки. Потом 9 классы выпустили. Неделю посмотрели. И ничего отрицательного не произошло. Потом выпустили всех остальных на нормальный формат обучения.

Это я к чему говорю. Мы здесь должны учитывать важную составляющую, которая является объективной картинкой. Никто никакие данные не скрывает. Я данные собираю и озвучиваю те, которые предоставляете вы, школы. Никаких других у меня нет. Кто, чем болеет, у кого подтвержденный ковид, у кого под подозрением. Все приходит из муниципалитетов. Статистика собирается нами непосредственно со школ. И вот здесь надо понимать, как важно вести разъяснительную работу. Нужно соблюдать все меры, которые так или иначе предписаны. Это нас обезопасит с вами. Вот учителям необязательно носить маски, но лучше носить. Детям необязательно носить маски, но лучше носить. Необязательно мыть три раза в день школу, достаточно двух по нормам, но лучше мыть три раза. И между сменами тоже. Когда я анализирую замечания Роспотребнадзора, то особых у нас замечаний нет, кроме вот тех, которые я перечисляю, то есть неправильно носят, неправильно входят и выходят из школы, неправильно моют, хранят. То есть нет таких, что не отработана система. Нет ни одного замечания, что пришли в школу и, вау, все плохо. Чисто организационные. И мне кажется, что здесь роль Профсоюза очень велика. Прошу на это обратить внимание потому, что от результатов нашей работы за эти оставшиеся три недели будет зависеть результат того, как мы с вами выйдем из новогодних праздников, на очку или на дистант.

А сразу отвечу на вопрос, который мне задают, что делать с потерянными двумя неделями ноября и января. Ничего не делать. Все вы работали учителям, некоторые и сейчас работают. И все прекрасно знаете, что есть такое понятие как учебный план. Когда мне говорят, что обучение 9 и11 классам нельзя продлить на лето – ну и что! Измените учебный план! И если кто-то мне скажет, что это невозможно, я в жизнь не поверю. Если бы не работал учителем и не знал, что это возможно. Потому что у меня как минимум 8-10 часов было повторение в течение года. Так ведь?! Ну вот и все.

Все, я закончил. Сейчас отвечу на вопросы и потом еще займу минуту вашего времени, чтобы не заканчивать не на этой мажорной ноте

Вопрос о выплате выходного пособия в трехкратном размере до конца года.

Я не знаю, там каждый случай разный. Если говорить о заявлениях, которые пришли до 15 декабря, то денег нет, но в январе выплатим, это точно! Если в этом вопрос. Но если вы говорите, про август, то не знаю. Там если какие-то разбирательства идут, то тоже они попали в этом период. У меня просто порядка 15 миллионов не хватило на выплату пособий. Но этот вопрос с минфином обговорен. Мы эти выплаты в приоритетном порядке сделаем в январе-феврале. Это я вам обещаю. Вот здесь гарантирую 100%.

На вопрос об увеличении квоты на целевое обучение. Здесь все очень просто. На днях мы подписали с НГПУ соглашение, в котором мы договорились о том, что в рамках УГС, т.е. укрупненных групп специальностей, будем следом договариваться о тех специальностях, которые нам нужны. То есть не те вакансии, которые раньше педагогический нам определял, мы сами будем определять, какие группы специальностей необходимо готовить. Поэтому количество квот для района – такого понятия нет в целевом обучении. Это, к сожалению, наша с вами придумка. Я готов рассматривать, когда мы комплектуем заявку, кого готовим. Но мы не можем федеральный закон изменить. И все против изменения этого закона. Поступление же, даже на целевое обучение, - конкурсное. Если мы определяем ребенка как «целевика», значит, важно работать с ним, чтобы он потом в пед поступил, чтобы те предметы по ЕГЭ, которые нужно сдать, сдал. Я не могу его принимать вне конкурса, есть нижний потолок. А то, что они поступают на платное, давайте будем честными, это не хорошо. У нас многие поступают на платное, но вопрос в том, что многие, кто поступил на платное, и платное не заканчивают. Это тоже есть. Давайте будем откровенными. Если есть какие-то конкретные дети, по которым нужно решать вопрос, часть из вас знают, что мы по ним решаем. Здесь нужно отталкиваться от реальной силы ребенка, какие у него потенциальные и ресурсные возможности, потому что отменить конкурс по баллам ЕГЭ мы не можем. Он всё равно, так или иначе, останется.

Следующий вопрос об оплате классного руководства в СПО. Рассматривали, но пока решение не будет Поэтому Профсоюзу среднего профессионального образования я могу сказать, что мы эту тему не только рассматривали, но мы даже с Голубенко вместе письмо писали по этому поводу. Но федеральное министерство нам сказало, что к этому вопросу вернутся только во второй половине следующего года. На совещании летнем в минпросе, если оно будет очным, этот вопрос мы будем обсуждать.

Вообще эта проблема поднималась на рабочей группе, где минпрос официально сказал, что это вопрос не этого года, когда ситуация с коронавирусом улучшиться, к нему вернутся однозначно. Мы его поднимали сразу же, еще в марте этого года, когда считали классных руководителей, но, к сожалению, ответ был отрицательный, речь идет только об учителях в школе.

Сутягина С.Г.: Сергей Владимирович, еще один вопрос. В марте, когда встречались с губернатором, мы поднимали вопрос о том, чтобы в постановление 572 внести изменения по поводу повышающего коэффициента при работе с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях. Год заканчивается, а изменений нет. Хотя губернатор сказал, что это будет решено.

Федорчук С.В.: Давайте так, когда мы в марте собирались, еще никто не знал масштаб проблемы. Мы много чего обсуждали в марте, январе, феврале, в декабре, а самое главное, в сентябре, когда планировали бюджет этого года. Например, планировали увеличить коэффициенты на оплату тюьторов, где дети с РАС. Но, к сожалению, в бюджете этого года денег катастрофически не хватает. Я вам больше скажу. В бюджете следующего года, если убрать социальные обязательства, на всю отрасль у меня 3 млн на ремонты. Я их оставил в резервном фонде, если у кого-нибудь из вас крышу снесет. То есть распределять их вообще бессмысленно. А что-то серьезное отремонтировать на эти деньги нереально. Эти деньги мы просто на первое полугодие заморозили, если вдруг какое-то чрезвычайное бедствие, мы просто эти деньги зашлем учреждению, которому необходимо будет помочь.

Но вопрос этот не просто на контроле. Вопрос в паритетном порядке будет решаться. Но давайте здесь возьмём паузу до апреля, когда по итогам первого квартала будем подбивать итоги. Например, сегодня наполняемость бюджета упала на 10%. Какая она будет в следующем году, я даже предположить боюсь. Самые пессимистичные прогнозы апреля прошлого года были 4-5 процентов, и не сбылись в два раза, худшую сторону.

Приоритетом 2021 года было завершение всех строек, всех объектов, которые мы начали, если брать вот эту составляющую, сохранение фондов оплаты труда в том объеме, которые согласно по прогнозам минэконома должны быть, и сохранение всех социальных обязательств, которые у нас были официально закреплены законом. Все эти параметры бюджета сохранены, то есть ни одной копейки в уменьшение не пошло. Все добавления в бюджет, в том числе, коэффициентную часть, можно рассматривать только при изменении наполняемости казны, потому что в противном случае можно оказаться в не очень хорошей ситуации. Это худший вариант. Я бы этого не хотел.

Сегодня честно нужно говорить, что невозможно увеличить коэффициент, в тех масштабах, в которых это нужно, а это порядка 150 млн.

Я просто напомню, что на социальные выплаты, которые мы выплачиваем детям от 1,5 до 3, от 3 до 7, дополнительно в областном бюджете было найдено примерно 1,5 млрд. Вы же понимаете, что все остальное просто перекроет все наши заявки из-за того, что на коронавирус с одной стороны, а с другой стороны, на выполнение других социальных обязательств, которые появились в этом году, в том числе, и на наши с вами, например, софинансирование по питанию, по классному руководству и прочие вещи. Как-то так.

Теперь позитивная часть моего выступления.

Уважаемые друзья, я уже сказал, что год этот был действительно такой непростой для нас всех. Я хотел был начать свою заключительную часть с двух вещей. Первое. Я вас благодарю и передайте мою благодарность всем коллективам за то, что этот год, несмотря на все сложности и трудности, которые были, мы прошли, как я считаю, с достоинством. Отрасль справилась. У нас не было никаких раздрайвов, не было никаких конфликтов. Я считаю, что это заслуга профсоюзных лидеров, руководителей, учителей, преподавателей, воспитателей, работников администрации школ и другого персонала. Потому что мы с вами пережили очень серьезные испытания и, я считаю, справились с ними на отлично. Даже с дистантом, при всех недостатках с которыми он был организован, я знаю, что даже обычные школы при их сложном материально-техническом оснащении, все справились отлично!

Поэтому я всех благодарю за то, что мы эту эпопею пережили и справились с этим достойно.

Во-вторых, несмотря на трудности этого года, у нас была масса новых задач и в большинстве своём мы справились тоже на «хорошо» и «отлично». Я уже говорил, что «Точки роста» открыли, и допобразованием занимались, и ЕГЭ сдали, и ВПР провели, и много всего еще.

Я благодарю вас всех за эту работу, потому что, на самом деле, эта работа была чрезмерно тяжелой, особенно, ЕГЭ, который, по сути, разорвало отпуска, который был сдвинут и так далее. Без совместных усилий мы бы с вами не справились. А это даже не деньгами надо измерять. Ххотя денег на это дополнительно было потрачено очень много, больше 100 млн, а это колоссальные деньги.

В преддверие Нового года я хотел был пожелать несколько вещей, которые, как мне кажется, сегодня нам всем нужны. Я скажу главное, всем вам желаю здоровья. Здоровье сегодня – это тот ценный ресурс, которым, как многие уже поняли, нельзя пренебрегать, потому что оно очень важно, особенно в плане иммунитета. Желаю вам, чтобы, если вы переболели, то в легкой форме, либо вообще вас это минует, пусть вас это не коснется. И дай бог, здоровья вашим детям и близким.

Во-вторых, я бы хотел пожелать всем вам и вашим семьям благоденствия, благополучия. Дай бог, чтобы этот коронавирус когда-нибудь закончился, и мы вернулись к нормальной жизни, где много общения, встреч с детьми, и с коллегами, и так далее. Потому что нам в этом году всем этого не хватало.

Вот честно скажу, мне в этом году не хватало многих встреч с ребятами, которые я проводил каждую субботу либо в рамках РДШ, либо в рамках олимпиады НТИ, в рамках WorldSkills, либо выезжая просто в школы на места боевых действий, где вы с учениками воюете. Потому что это единственное, что заставляет нас всегда по-другому посмотреть на жизнь. Этого мне все девять месяцев не хватало, и я хочу, чтобы пандемия уже закончилась. Поэтому мне хотелось бы, чтобы у вас всё было здорово.

И в преддверие Нового года пусть у вас у всех будет возможность отдохнуть, провести время с семьей и, самое главное, поправить здоровье, укрепить иммунитет, покататься на лыжах, побегать на коньках, на горках покататься, пожарить шашлык, поесть мясо с овощами гриль. Женщинам, чтобы мужчины, которых вы любите и которые рядом с вами, радовали вас какими-нибудь изысками. Дай вам бог всем главного: побыть с друг другом, порадовать друг друга, отдохнуть, чтобы у нас с вами были силы делать то, чем мы должны заниматься, начиная уже с 17 января.

Я знаю, что все вы любите профессию, поэтому успехов в профессии. С наступающим Новым годом!