Вы здесь

Выступление Губернатора на встрече с профактивом образования

Выступление Губернатора на встрече с профактивом образования

Добрый день, уважаемые друзья!

Коллеги!

Рад, что эта встреча наконец состоялась. В декабре, как мы это делали традиционно, мы не смогли встретиться. В основном, из-за того, что рабочая группа Госсовета по направлению «Образование и наука», которую я возглавляю, именно в конце года активно готовила расширенное заседание президиума Госсовета с Советом при Президенте по науке и образованию, материалы к нему, некоторые предложения рабочей группы учтены и в послании Президента Федеральному Собранию.

В том числе по материальному стимулированию работы классных руководителей. В соответствии с поручением Президента, с 1 сентября этого года за счет средств федерального бюджета будет обеспечена ежемесячная выплата за классное руководство в размере не менее 5 тысяч рублей. И мы сохраняем установленную в Новосибирской области региональную выплату за классное руководство – 1 тыс. рублей в месяц (с учетом наполняемости класса). по данным муниципалитетов, на 1 сентября 2020 года эти выплаты будут получать 16 777 человек – именно столько классных руководителей у нас сегодня работает.

Понимаю, что учителей и профсоюзы волнует вопрос: не повлечет ли за собой финансирование из федерального бюджета снижение объема субвенций на оплату труда. Пока Минпросвещения не утвердило порядок расчета и выплаты вознаграждения за счет федерального бюджета и достоверно оценить влияние выплаты на показатели заработной платы мы не можем. Будем поднимать этот вопрос на федеральном уровне, тем более, что он волнует педагогов не только в Новосибирской области.

Обращаю ваше внимание: мы сохраняем все льготы и меры поддержки, работающие в нашем регионе уже несколько лет. То есть, выплачиваем молодым специалистам, принятым после вуза или организации СПО по трехлетнему контракту на работу в образовательные учреждения региона, единовременные пособия размере прожиточного минимума. Эта мера поддержки распространяется на образовательные учреждения и областного, и муниципального подчинения.

Выпускники НГПУ, завершившие целевое обучение и заключившие трудовой договор с образовательным учреждением области, получает единовременную денежную выплату – 15 тыс. рублей.

Кроме того, молодым специалистам, пришедшим на работу в сельские организации, финансируемые из регионального бюджета, установлена ежемесячная надбавка в размере 25 процентов от оклада. Не менее важно, что муниципальные районы и сельскохозяйственные организации помогают молодым работникам бюджетной сферы обустраиваться на месте (в том числе, выделяют по возможности земельные участки для жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, обеспечивают молодняком скота и птицы, кормами, твердым топливом и газом).

Сейчас проходит стадию согласования проект постановления Новосибирской области «О земском учителе», которое предусматривает единовременную выплату 1 миллиона рублей педагогам, переехавшим в сельскую местность и устроившимся на работу в те школы, где есть дефицит кадров.

Единовременное денежное пособие выплачиваем педагогам, отработавшим по специальности не менее 25 лет и уходящим на пенсию по старости. В прошлом году такие пособия на общую сумму почти 98 млн рублей получили 1068 педагогов-ветеранов.

Для педагогов на селе и в поселках городского типа действует еще одна мера поддержки: в виде 100-процентной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ежемесячно на выплату такой компенсации почти 24,5 тысячам учителей области (в том числе пенсионерам) направляем почти 82 млн рублей.

Для педагогов в возрасте до 35 лет предоставляем ежемесячные субсидии на оплату половины платежа за коммерческий найм жилья, построенного по инвестпроектам и отобранного по конкурсу. Сейчас такое жилье по договорам коммерческого найма предоставляется в поселке Ложок Новосибирского района.

Также у нас предусмотрено предоставление субсидии и льготное ипотечное кредитования молодых учителей, в том числе, оплата до 150 тыс. рублей первоначального взноса по ипотечному займу и компенсация части расходов по оплате процентов по ипотеке до уровня 8,5% годовых до трех лет срока действия договора займа.  В прошлом году мы возобновили работу по программе строительства служебного жилья в районах, в том числе и для педагогов.

Почти все (96 %) опрошенных молодых учителей и воспитателей области считают важнейшей мерой профессиональной поддержки наставничество. Механизмы стимулирования наставников нормативно закреплены в Областном отраслевом соглашении и должны быть учтены при распределении стимулирующих выплат при поведении процедуры аттестации и поощрений работников отрасли.

С 1 сентября этого года планируем ввести поправочный коэффициент к фонду оплату труда тех образовательных организаций, работающих по программам инклюзивного дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

В целях исполнения «майских» Указов Президента мы ежегодно увеличиваем нормативы финансирования на реализацию общеобразовательных программ. Таким образом средняя зарплата педагогов в области растет на 7-10 процентов каждый год. Кроме того, ежегодно индексируем около 4 процентов фонды оплаты труда тех работников образования, которые не попадают под действие Указов Президента. в результате в прошедшем году средняя зарплата педагогов общеобразовательных организаций области составила 34 тыс. 692 рубля (на 7,8 % выше уровня 2018 года), в дошкольных учреждениях – 31 тыс. 976 рублей (на 9,8 % выше уровня 2018 года)., в учреждениях допобразования детей – 35 тыс. 925 рублей (на 5,6 % выше уровня 2018 года).

Новосибирская область реализует сегодня 13 региональных составляющих нацпроектов в сфере образования. Мы строим школы и детские сады, ремонтируем спортзалы, создаем единое образовательное пространство, в том числе цифровую образовательную среду региона. Формируем единую для всей области систему работы с одаренными детьми через центр «Альтаир» и ресурсные центры в муниципальных районах. Создаем «точки роста», которые позволят вывести на современный уровень естественнонаучное и гуманитарное образование во всех муниципалитетах региона, стационарный и мобильные технопарки «Кванториум».

Но самое главное – мы формируем в Новосибирской области систему непрерывного учительского образования и профессионального роста. В прошлом году наш регион победил в конкурсе на право предоставления в 2021-2022 годах субсидии на создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов и центра оценки профмастерства и квалификации педагогов. здесь будут реализовываться основные направления национальной систему учительского роста. Что позволит не только своевременно актуализировать профессиональные знания, умения и навыки педагогов, но восполнять их в соответствии с индивидуальными потребностями, так называемыми профессиональными дефицитами, и с учетом требований работодателя.

Не менее важным для формирования системы непрерывного профессионального роста учителей считаем и реализацию регионального проекта «Цифровая образовательная среда», который позволит активно внедрять современные технологии в образовании и инструменты электронного обучения не только для школьников, но и для педагогов. Более широко участвовать в научно-практических конференциях, обучающих семинарах, мастер-классах, обмениваться опытом и методическими материалами.

Для Новосибирской области сегодня остро стоит вопрос подготовки кадров – для школ и детских садов, в том числе новых. К началу этого учебного года мы подошли почти в 900 вакансиями педагогов различных специальностей.

Наш базовый вуз – Новосибирский государственный педуниверситет выпускает более 1 тысячи молодых учителей каждый год. При том, что многие выпускники НГПУ из других регионов остаются работать в нашей области, работать по специальности идут далеко не все (в 2019 году из 1813 выпускников в образовательные организации пришло работать 286 человек).

Опираясь на поручение Президента, мы подготовили предложения об увеличении еще на 500 человек набора на педагогические специальности. И в качестве приоритетного направления выделяем именно целевой набор будущих педагогов. Уже сейчас соглашения о целевой подготовке заключены с 159 студентами НГПУ, ежемесячно из областного бюджета им доплачивается стипендия в размере 5 тысяч рублей. По окончании обучения они должны будут вернуться в школы своих районов и городских округов.

И в этом году мы запускаем еще один проект, который позволит нам ускорить решение проблемы дефицита кадров в образовании – совместную со Сбербанком программу «Учитель для России». Она позволит нам за четыре года (с 2020 по 2024-й) привлечь в школы региона 160 молодых специалистов.

По программе «Земский учитель» планируем уже в этом году закрыть 79 вакансий в районах области.

Благодаря нацпроектам и поручениям, сформированные по итогам послания Президента мы уже не просто решаем насущные проблемы отрасли, реагируем на вызовы времени. Мы работаем на будущее, на то, какой система образования региона будет через 5-10 лет. Сегодня наша система – одна из лучших в стране, мы входим в десятку лидеров. Но у нас сейчас есть все инструменты для того, чтобы сделать качественный рывок и войти в первую пятерку регионов. 

Но для этого область должна сама формировать повестку – инициировать новые проекты, работать над развитием своей системы образования. И делать это не «точечно» – отдельными прорывными примерами, а планомерно и массово. Мы создаем условия не только для достойного образования каждого ребенка в нашей области, мы создаем условия для постоянного профессионального роста каждого учителя. И такое непрерывное самообразование профессионалов отрасли – это не самоцель системы, это залог ее постоянных качественных изменений, то есть, фактически, ее опережающего развития. Для региона, уникальным и самым значимым ресурсом которого является человеческий капитал, лидирующие позиции в системе образования – это жизненная необходимость. И у нас есть все необходимые для этого возможности.

Фотогалерея