Совещание МАСС по образованию и науке
16 сентября 2020 года на базе Алтайского института развития образования в формате видеоконференции прошло совещание Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» (МАСС) по образованию и науке, где обсуждали вопросы организации учебного процесса в новом учебном году.
В повестку совещания были включены три вопроса: об организации здорового питания для школьников, об организации учебного процесса в школах в период пандемии и о развитии образовательных учреждений с национальным компонентом во всех регионах Сибири.
Министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко во вступительном слове выразил надежду, что руководители органов исполнительной власти МАСС поддержат инициативу Алтайского края и ежегодные деловые встречи в середине сентября для того, чтобы подвести итоги и наметить дальнейшие шаги в развитии системы образования, станут доброй традицией.
Основным докладчиком по вопросу организации учебного процесса в школах в период коронавирусной пандемии выступила председатель Новосибирской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Светлана Сутягина.
Председатель областной организации подробно остановилась на роли социального партнерства в решении вопросов организации учебного процесса в образовательных организациях. Так, в Новосибирской области в целях снижения социальной напряженности из-за большого количества обращений, негативных отзывов в социальных сетях, с 14 апреля 2020 года был организован штаб по вопросам дистанционного обучения при министерстве образования, в состав которого вошла Светлана Геннадьевна.
Основными функциями штаба стали: координация всех проводимых мероприятий по связи с общественными организациями, расширение консультационной деятельности за счет социальных сетей, представление опыта по дистанционному обучению в период «самоизоляции» в СМИ. Уникальность формата штаба – в оперативности индивидуальной помощи всем обратившимся. Для профессионального решения вопросов обеспечивался механизм получения методической и иной помощи от подведомственных учреждений и должностных лиц. Вёлся ежедневный мониторинг социальных сетей. Время ответа составляло от нескольких минут до 2-х дней.
Мониторинг технической готовности школ к организации дистанционного обучения показал:
все школы подключены к сети Интернет (охват 100%), но только 510 (53%) из них имеют достаточную для работы с цифровыми ресурсами скорость. Хотя следует отметить, что за последние два года существенно улучшилась ситуация со скоростью Интернет-соединения в школах. Сегодня в 85% городских школ (295 из 347) обеспечена скорость не менее 100 Мбит в секунду, в 30% сельских школ (215 из 718) – не менее 50 Мбит в секунду.
у 14054 обучающихся дома отсутствует стабильный высокоскоростной интернет;
2347 обучающихся проживают в местности, в которой нет сотовой связи;
20877 обучающихся не имеют дома никакой компьютерной техники, в том числе 16833 – дети из сельской местности.
Светлана Сутягина отметила, что «система образования региона, как и система образования России в целом, оказалась не готова в полной мере к одномоментному переходу всех школ в режим дистанционного обучения. Массовый переход на «дистант» выявил ряд системных проблем. Образовательные интернет-платформы не выдержали нагрузки из-за роста числа пользователей. Школы были вынуждены перестраивать образовательный процесс, меняя цифровые ресурсы, переходя от одной платформы к другой. Не все педагоги оказались готовы к удаленной передаче знаний. Классическая классно-урочная система из офлайн переносилась в онлайн. В рамках школы не была выработана единая модель организации дистанционного обучения: учителя использовали множество разрозненных цифровых инструментов, что увеличивало нагрузку как на самих учителей, которым быстро приходилось осваивать новые форматы работы, так и на учеников, которые, по сути, занимались самообразованием. Усилилась ситуация психологического дискомфорта при обучении дома. Качественно вести образовательный процесс не позволили ограниченные технические возможности учителей, учеников и школ».
- Важно, что в Новосибирской области гарантии оплаты труда и профессиональные льготы работникам образовательных организаций, несмотря на удаленный режим работы и негативные тенденции в экономике в связи с короновирусом, были сохранены в полном объеме, - сказала Светлана Геннадьевна. - Была обеспечена возможность прохождения плановой аттестации педагогическими работниками в дистанционном режиме и сохранение квалификационной категории до конца текущего года тем, кто не может ее пройти в виду ограничительных мероприятий из-за коронавируса. Мы смогли обеспечить законность в вопросах предоставления ежегодных отпусков педагогам в случаях принятия решений об изменении графиков предоставления отпусков и длительности в них, вызванных переносом сроков ЕГЭ и противовирусными мероприятиями ковид-19. И не допустили сокращения работников отрасли в новых сложнейших экономических условиях. Все работники сферы образования области сохранили свои рабочие места, несмотря на нерабочие периоды.
В завершении, она рассказала, что в зависимости от развития санитарно-эпидемиологической ситуации в новом учебном году, проработаны различные варианты организации образовательного процесса. В том числе по смешанной модели – сочетание дистанционного и очного обучения. А возможность реализации рекомендаций Роспотребнадзора к организации работы образовательных организаций в настоящее время оценивается по каждой школе: это наличие условий для закрепления за каждым классом отдельного помещения, возможность изменения времени начала первого урока; возможность сокращения числа учащихся в классах, группах и т.д.
Председатель Новосибирской областной организации подчеркнула, что сегодня важно проводить регулярный мониторинг учебного процесса, связанный, в том числе, и с технической готовностью учителей, учеников и школ качественно вести образовательный процесс в дистанционном формате. А самое главное, что необходимо внести дополнения в отраслевые Соглашения о мерах социальной поддержки и доплатах за внедрение дистанционных форм обучения в связи с увеличившейся нагрузкой учителя.