РИА: интервью Министра образования и науки РФ Ольги Васильевой
3 апреля 2017 года Министр образования и науки Ольга Васильева рассказала в интервью РИА Новости о том, какие специалисты сегодня нужны Арктике, где могут появиться новые опорные вузы и когда родившие студентки смогут переводиться на бюджет. Она также поделилась своим отношением к переносу выборов в Российской академии наук и изменениям ЕГЭ и рассказала о выявленных хищениях в министерстве. Беседовала Анна Терехова.
- Появлялись ли новые жалобы из регионов о низкой зарплате учителей? Известно ли вам о жалобах учителей Забайкальского края, где вместо стопроцентной льготы на оплаты услуг ЖКХ власти региона ввели фиксированную выплату, которая не покрывает расходы? Будете ли обсуждать этот вопрос с губернатором?
— Вы знаете, губернатор сделала все возможное. Я общалась с ней две недели назад. Здесь, вы знаете, регион очень сложный. Она делала очень многое и до Нового года. Эта история тоже была известна. Все недоплаты были покрыты. Последняя часть была покрыта в начале января этого года. Там сложная очень ситуация. Это человек, который руку держит на пульсе, и она сопереживает тому, что происходит. Если есть сигналы, то мы должны помнить, что зарплата учителей и всех наших "указников" — это одна из главных задач руководителей регионов. Поэтому понятно, что стараются все. Это важнейшая статья социальных выплат. Если какие-то перекосы и были, то они были связаны в первую очередь с январскими праздниками. ОНФ сейчас обнародовал данные по Кургану. Сейчас мы будем проверять. Я думаю, что все руководители регионов выполнят свои обязательства. У меня даже сомнений нет.
- Вы говорили о важности работы психологов в школах, увеличении бюджетных мест в вузах по этой специальности и, соответственно, увеличении количества школьных психологов. На каком этапе сейчас эта работа? Будет ли возвращена полноценная ставка психолога в каждой школе?
— Очень многое зависит от директора школы, от того, как он будет рассчитывать эти ставки. Не от меня это зависит. Если будет моя воля, конечно, я бы хотела, чтобы психологи работали с нашими детьми.
Потому что у нас в общеобразовательных организациях работает сейчас 16 141 педагог-психолог. Практически это один педагог на 2,5 школы. Не всегда подросток может поговорить о тех проблемах, которые у него накопились. Ведь подростковый возраст — это особый возраст у человека. Он может взрослому постороннему человеку, хорошо если это будет профессиональный человек, поведать о своих проблемах, которые его мучают, и в меньшей степени — родителям или близким друзьям. Поэтому мне кажется, что эта цифра, что на одного педагога-психолога сейчас в среднем приходится 800 учеников, эта цифра, на мой взгляд, очень о себе говорящая. Что касается детских садов, то там чуть лучше ситуация. Там, получается, тоже один психолог на 400 детишек. Психологическая помощь должна быть. У нас норматив по количеству детей на ставку педагога-психолога установлен только в отношении детишек с ОВЗ. Там один человек психолог и 20 детишек, с которыми он может общаться и работать. Поэтому мы, конечно, прорабатываем вопрос, чтобы такая цифра была и для дошколят с ОВЗ по психологической помощи. Что касается подготовки психологов, то мы увеличили контрольные цифры приема, причем здорово увеличили в этом году. У нас в этом 2017/2018 учебном году 5 647 мест, а было — 4 175. Это приличное увеличение.