Информационный марафон творческих работ «PRO.Наставничество»
Диалог с наставником
-Тяжело ли браться за незнакомое дело? – спросил у меня ученик.
-Конечно, тяжело. Но только если ты один. Когда рядом с тобой есть грамотный наставник, то всё получится, - ответила я.
-Кто же это такой - наставник?
-Человек, способный ясно выражать свои мысли, умеет внимательно слушать, задавать важные вопросы. Он обладает способностью понимать и реагировать на чувства другого человека. Все эти качества и умения помогут другому человеку сделать любое незнакомое дело лёгким, - ответила я.
-Значит, учитель, Вы - наш наставник!
Так, ведь и со мной рядом есть такой человек! Это Ольга Утешева, учитель истории и обществознания нашей Битковсой средней школы Сузунского района. Она умная, мудрая, заразительно оптимистичная, инициативная, опытный педагог. Кроме этого, она много лет была председателем профсоюзной организации в школе.
Здравствуйте, Ольга Александровна. Давайте начнем с главного вопроса: почему Вы выбрали профессию педагога?
- Мне с детских лет хотелось делиться своими знаниями, умениями с другими, а лучше учителя это никто не сделает. По окончании средней школы, я поступала в Новосибирский педагогический институт на исторический факультет, но не прошла по конкурсу, но жизнь распорядилась так, что я все равно освоила эту профессию.
- Тогда продолжите, пожалуйста, предложение «Учитель- это…»
- Учитель – творческий человек, но обращается он к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
- За годы работы Вы, наверное, точно поняли, в чём состоит главная задача педагога? Какими чертами характера он должен обладать?
- Труд учителя тяжелый и ответственный. Учитель в ответе за молодое поколение, каким оно будет, таково и будущее страны. Педагог, прежде всего, должен любить детей. Без любви к детям нельзя подходить к школе. Разумеется, он должен быть честным, справедливым, объективным, добрым, внимательным.
- Ольга Александровна, скажите, пожалуйста, легко ли научиться всему перечисленному и стать хорошим педагогом?
-Даже с моим большим стажем педагогической работы в 42 года, опытом работы заместителем директора по учебно-воспитательной работе и работы директором, мне сложно ответить на этот вопрос. Если бы остановилось время и ничего в нашей жизни не менялось, то, возможно, мы бы, преподавая одно и тоже и одинаковым поколениям детей, становились настоящими профессионалами своего дела. Но, ведь всё вокруг нас ежедневно и ежегодно меняется, дети приходят с большим запасом знаний, мыслей и взглядов. Учитель не может отстать, остановиться в развитии, «застыть» в своём мире, он должен постоянно совершенствоваться.
- Ольга Александровна, Вы для меня сейчас являетесь наставником, благодаря вашим советам я строю работу с коллективом школы по профсоюзной линии. Помню, как меня всегда восхищало ваше умение найти подход к каждому сотруднику школы, работая директором. У меня было мало педагогического, житейского и управленческого опыта. Вы давали мне советы, направляли в работе, как лучше построить взаимоотношения в коллективе. Вот тогда вы для меня стали наставником. Мне посчастливилось на протяжении 5 лет быть вашей ученицей, перенять от вас много знаний, умений, которые я и сейчас использую в своей работе. Что значит «наставничество» для Вас?
- Главная задача наставника в любом деле– помочь начинающему педагогу, стать настоящим учителем, передать накопленный опыт, обрести счастье в профессии, осознать всю важность и ответственность своей деятельности.
-Какими качествами должен обладать наставник?
- Существует много качеств, которыми должен обладать наставник. Например, ответственность, отзывчивость, терпение, чувство такта, владение приёмами коммуникации и высокой самоорганизации. Наставнику нужны мотивационные навыки, так как ему необходимо заинтересовать своего подопечного. Умение понимать чувства и эмоции другого человека помогут сделать процесс обучения легким и эффективным.
-Ольга Александровна, какая у Вас любимая фраза как наставника и педагога?
- Учитель и наставник должен быть, прежде всего, человеком.
-Какой совет дали бы молодому учителю?
- Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
-Если бы Вам пришлось заново выбирать профессию, изменили ли бы Вы свое решение или снова выбрали бы профессию учителя?
- Если бы мне пришлось заново выбирать профессию, я бы снова выбрала профессию учителя. Видимо, это мое призвание. Очень люблю детей, хочу передать им свои знания, умения.
-Спасибо большое, Ольга Александровна, за интервью. Надеюсь, Вы и дальше продолжите работать и передавать опыт наставничества молодым педагогам и мне.