Пленум Центрального Совета
23 сентября 2020 года председатель Новосибирской областной организации Профсоюза Светлана Сутягина приняла участие в онлайн-заседании Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования, где обсуждали проведение VIII съезда Общероссийского Профсоюза образования в дистанционном режиме 14 октября 2020 года.
Перед началом заседания перед его участниками с краткой информацией о текущем взаимодействии отраслевой исполнительной власти с Профсоюзом выступили заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Пётр Кучеренко и министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
Выступление министра просвещения Сергея Кравцова:
Новый учебный год наступил для 17 млн школьников и 7 млн дошколят. В целом, образовательные организации страны приняли 24 млн учащихся.
Мы были нацелены на то, чтобы перейти в нормальный, традиционный режим. Слово своё сдержали. Понятно, что необходимо и дальше соблюдать рекомендации Роспотребнадзора, которые были разработаны с учетом образовательного процесса. Обращаюсь к учителям: пожалуйста, продолжайте работать с учетом рекомендаций, нельзя допускать снижения требований. У нас уже есть случаи закрытия школ или перехода на дистанционный режим (по стране 0,1% школ). Сегодня санитарно-эпидемиологическая ситуация спокойная. Но там, где начинают расслабляться, сразу видны определенные последствия. Хотя сейчас опасений особых нет, но нам важно обезопасить здоровье учителей учащихся и родителей.
По системе оплаты труда. Мне важно услышать конкретные предложения, которые помогут совершенствовать систему. Есть существенные различия в каждом регионе, муниципалитете, даже в школах. Нужно детально разбираться и формировать прозрачную систему.
В ходе работы Министерства и Профсоюза были разработаны и направлены в органы исполнительной власти соответствующие методические рекомендации.
По данным мониторинга 2018-2020 годов выявлена существенная дифференциация соотношения уровней минимальных размеров ставок заработной платы и средней заработной платы педагогических работников. Это свидетельствует о неисполнении в определенных образовательных организациях положений единых методических рекомендаций, не зависимо от используемой модели оплаты труда.
Нужно проанализировать данные о том, на сколько ставок работает учитель. Ситуации очень разные. Я хотел бы это обсуждать и анализировать. Есть над чем работать.
Первым шагом к единым подходам в оплате труда должны стать изменения трудового законодательства, прежде всего, трудового кодекса. Подготовленный минтрудом России законопроект предусматривает наделение Правительства правом устанавливать требования к системе оплаты труда работников государственных учреждений, должностные оклады, ставки, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Одновременно Правительством РФ будут определяться сферы деятельности работников, на которых распространяются требования по совершенствованию системы оплаты труда и срок, в течение которого необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствия с утвержденными требованиями. Актуальность вопроса, связанная с необходимостью формирование единой отраслевой системы оплаты труда в сфере образования подтверждается поручением Правительства РФ от 29.07.2020 г., в соответствии с которым министерству просвещения России совместно с минтрудом, минфином и с участием Общероссийского Профсоюза образования необходимо подготовить предложения по установлению единых требований по оплате труда педагогических работников.
Очевидно, всё это должно быть с учетом отраслевых принципов системы оплаты труда, включая унификацию системы оплаты труда, упорядоченным основанием для применения повышающих коэффициентов, нормирование всех видов работ, определение единых обязательных для всех перечней стимулирующих и компенсационных выплат, установление механизмов гарантированной ежегодной индексации заработной платы, определение критериев и показателей оценки труда учителей, установление единого отраслевого порядка исчисления заработной платы и многое другое. Мы можем приступить к проработке мер по совершенствованию системы оплаты труда в отрасли образования.
В рамках Федерального проекта «Учитель будущего» предусмотрено формирование единой Федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работниках и управленческих кадров, предусмотрено прохождение программ дополнительного профессионального образования, направленных на устранение выявленных профессиональных дефицитов, в частности, на формирование компетенций по улучшению показателей Российской Федерации в международных конкурсах. Ведь мы должны войти в десятку стран с лучшим общем образовании.
По Всероссийским проверочным работам. Оценки в ходе диагностики ставить не должны. ВПР проводят для диагностики на входе, чтобы выявить проблемы школьников после домашнего обучения. Это сделано для учеников, чтобы наши дети и ученики получали качественное образование. Нам важно видеть, что дал переход на домашнее обучение, какие были проблемы.
Важно, чтобы в настоящее время Профсоюзом и Министерством разрабатывается план мероприятий по подготовке отраслевого соглашения.
Задача - создание необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников, обеспечение стабильной деятельности государственных образовательных учреждений, научных и иных образовательных организаций подведомственных министерству Просвещения.
В новом Соглашении сделан акцент на установлении общих условий труда работников и гарантии компенсационных льгот. Подписание нового соглашения запланировано на декабрь 2020 года.
С 1 сентября по решению президента РФ классные руководители должны получать доплату в размере 5.000 руб. Сегодня уже идут начисления. Важно, что эта доплата будет проходить отдельно от заработной платы, отдельным кбк, чтобы учителя видели, что сохранились все установленные ранее выплаты, в том числе, на региональном уровне.
Нами была создана горячая линия, ждем ваши заявки, если будут нарушения. Сообщайте, мы будем принимать соответствующие решения.
2 октября вместе с Галиной Ивановной Меркуловой мы будем работать в комиссии, где первым вопросом будем рассматривать развитие педагогического образования, поддержку учителей, статус учителя.
Благодарю Профсоюз образования за оперативную работу по подготовке ряда разъяснительных документов, в частности, по учету рабочего времени и оплате труда в условиях режима повышенной готовности, предупреждения и распространения новой коронавирусной инфекции; выплат за классное руководство; за активное участие в разработке новых нормативно-правовых актов.
Спасибо!