Вы здесь

Петр Горьковский: учитель, солдат, герой

Петр Горьковский: учитель, солдат, герой

Пётр Андреевич Горьковский – удивительный и прекрасный человек. В 18 лет молодой учитель добровольцем ушел на фронт. Как радист прошел войну от начала до конца, от Воронежа до Вены. Вернулся домой и добился необыкновенных результатов в профессии, всегда был в образовании и до сих пор встречается с детьми.

Начало пути

Петру Андреевичу 97 лет. Родился и вырос в селе Баклуши Доволенского района Новосибирской области. Родители - обыкновенные крестьяне. Было свое подсобное хозяйство: корова, куры, поросята, овцы. Всё выращивали дома, в основном, этим и жили. С самого детства Петр Андреевич работал в колхозе, прошёл все специальности сельского труженика: был копновозом, на граблях сидел, на косилке, метал сено и на шлейке с лошадьми был поводырём. Трудился во всю, знал эти профессии, которых сейчас и уже нет.

- Я гордился, что работал среди взрослых мужчин, с утра до вечера. Бригадиром был мой дядя, брат моей матери. Он мне в работе не отказывал. Я напросился сено косить, он дал. Смотрел за лошадьми, запрягал косилку. Все сам, – вспоминает Петр Андреевич. – В будущем я мог бы стать трактористом, работником сельского хозяйства, агрономом или инженером. Но в деревне, на своей улице я был заводила. Все ребятишки бегали за мной, как говорят, вужом. Я любил это дело – быть лидером среди них. Мне полюбилась работа с маленькими детьми, и я решил поступать в Куйбышевское педагогическое училище. Пошел на это сознательно. Хотел быть учителем, меня воодушевляла эта профессия. Я закончил семилетнюю школу. Там у нас были хорошие учителя. Половина педагогического коллектива - мужчины. Это привлекало.

Когда началась война, Петр Андреевич был студентом последнего, третьего, курса. Сдавал экзамены и ждал - направят ли его в школу или сразу призовет военкомат. Старшие братья уже ушли на фронт. Но ему было на тот момент 17,5 лет и в армию его взять не могли. Сказали: призовем, вызовем. Получил аттестат и направление на работу в село Конёво Здвинского района. Там была только начальная школа и он стал учителем во втором классе.

- Атмосфера в школе была обычная. Дети маленькие еще. 42 человека в классе. Мальчики и девочки в форме, красивые сидят. Зайдешь в класс и душа радуется: они все такие стеснительные, деревенские дети. Внимательно слушают, боятся пошевелиться. Работать было приятно, - рассказывает Петр Андреевич. - Родители знали, что я написал заявление в военкомате, что неизвестно сколько проработаю – месяц, два. Я и сам не знал. В итоге, через три месяца пришла повестка, я очень ждал этого момента. Распрощался с деревней, с ребятишками и уехал в родное село. Дома устроили проводы, собрали всех родственников. Я не могу забыть глаза матери, которая уже знала, что может не дождаться меня живым. Вот такой вот ком в горле. Заплакать я не мог. Попрощались и в ночь, на колхозных санях, с извозчиком, мы отправились в райцентр - в Довольное, 40 км в пути.

Всех ребят распределили по родам войск. И наш герой поехал в Новосибирск на курсы радиотелеграфиста. Сразу же подстригли, помыли, одели в военную форму, и он уже был солдатом. После трех месяцев получил военную специальность связиста-радиста и был направлен в Бийск, где формировалась 232 стрелковая дивизия, попал в штаб дивизии, в отдельный батальон связи, на радиостанцию скоростных бомбардировщиков (РСБ).

На фронт

Весной 1942 года отправились на Северо-Западный фронт. Но немцы пошли на Сталинград, и дивизия была переброшена под Воронеж, где еще не было признаков войны. У ребят было время подготовить линию обороны: окопы, проволока, минные поля, круговая оборона, закопали машину РСБ и сделали землянку для ночлега. Через некоторое немцы начали бомбить город.

Пётр Андреевич Горьковский справа

- Воронеж – это моё первое боевое крещение. За один день – солнечный, такой хороший был день – отбомбили. От Воронежа ничего не осталось. В минуты затишья нас отправляли в город помочь населению. Раненых было много, убитых. Там кровь чавкала под ногами. Немцы знали, что всё эвакуировано и в городе ничего военного нет. Но они все равно бомбили. Детские сады, школы, госпиталь на 500 человек. У них задача была уничтожить наше государство и истребить-перебить наш народ. Они так поступали на оккупированных территориях, на передовых и с мирным населением, - говорит Петр Андреевич.

Есть известная история, как в Воронеже Петр Андреевич помог нашим разведчикам захватить «языка», когда было важно узнать точное расположение немецких частей. Он вспоминает, что во время разговора с ребятами-разведчиками ему на глаза попался сатирический журнал с карикатурой на Гитлера. Он сказал, «если найдете лист большой фанеры, то помогу вам взять разведчика. Давайте нарисуем на доске его, яркого, в рост». Все рассмеялись и согласились.

Выбрали день – дождь, темнота. Выставили фанерную фигуру на нейтральной линии, на видном месте, поближе к передовой, к немцам. Провели туда линию связи и поставили громкоговоритель, на радиостанции завели «Катюшу». Немцы в это время кричали везде «Рус, сдавайся!», бросали листовки «Это ваша путевка!». Но когда они услышали «Катюшу», то прекратили все разговоры, перестали орать. Наши разведчики остались в засаде ждать немцем, которые пойдут карикатуру снимать, ведь стрелять они в своего фюрера не могли.

- Разведчикам посчастливилось. Пришли немецкий унтер-офицер и рядовой. Наши их взяли, засунули кляп в рот и в часть. Я принимал участие в этом допросе, немецкий язык в училище хорошо учили, многое понимал, разбирал. Поэтому помогал, пока штатного переводчика еще не было в дивизии. Немцы рассказали все честно, потому что дрожали перед нами. Мы узнали, сколько частей, где стоят, какие части, пушки, сколько танков. Это очень пригодилось, когда мы перешли в наступление под Воронежем, помогли дивизии прорвать фронт, - с гордостью рассказывает Петр Андреевич.

Затем была Курская битва, где Петр Андреевич уже стал начальником радиостанции в штабе командующего артиллерией дивизии.

- Это жесточайшее сражение, которое завершило коренной перелом в Великой Отечественной войне. Если в Сталинграде немцы победу проиграли, а наши её выиграли, то на Курской дуге немцы проиграли войну. Инициатива перешла в наши руки, и мы с этого времени начали наступать, - отмечает наш герой. - Закончилась война для меня за Прагой. Мы как радисты слушали все, разбирали немецкую речь, понимали, что заключен в Берлине договор. Группировка в Праге не хотела сдаваться в плен и подчиняться приказу, отступали к американцам, власовцы отступали. У нас была команда: не дать им возможности уйти, окружить, уничтожить. Наша дивизия, в том числе, занимала эти позиции и громила этих немцев и власовцев. Уже когда была объявлена капитуляция, наши ребята продолжали гибнуть на этом участке. Трудно было потерять товарища, когда уже знал о Победе. Мы их взяли, дивизию расформировали - она уже была не нужна на этом участке фронта. И наш батальон попал в 676 гаубичный гвардейский артиллерийский полк, который дислоцировался к Вене, в венском лесу. Там, только 22 мая, мы праздновали День победы. Накрыли столы. Лето, светло, тепло, радостно. Залпы в честь победы. Уже планы строили, что будем делать дома, когда вернемся.

Мужество

Петр Андреевич награжден медалью Жукова, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». После событий в Праге награжден орденом Отечественной войны I степени. Первую медаль «За отвагу» получил после форсирования Днепра и участия в освобождении таких украинских городов, как Киев, Фастов, Белая церковь. Вторую медаль получил за личный подвиг в Вене, когда в бою помог восстановить телефонную связь.

- Мы воевали не за награды, не думали, что нас похвалят или отметят. Вообще такой мысли не было. Наше мужество воспитывалось с малых лет. Мы сражались за Родину. Все знали планы Гитлера, он открыто писал, что надо стереть с лица земли Москву, Ленинград. Все знали, что немцы делают с нашим мирным населением. Мои братья уже погибли на фронте. Нам надо было освободить страну, нельзя было ее потерять! Воодушевляли песни и литература - «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!». А как нас обеспечивал тыл. Мы чувствовали не только силу храбрости, но и силу оснащения нашей армии. Мы уже понимали, что победим. Просто хотелось сделать это побыстрее. Вот такой был патриотизм у наших ребят в то время! - подчеркивает ветеран. – Когда меня контузило после форсирования Днепра, я не говорил об этом месяц, продолжал работать через записочки, оглох. Дважды отказывался от госпиталя. Я думал, попаду в госпиталь, а после меня куда направят? Жалко мне было бросать свою команду, свою часть, привык - это уже моя семья была.

Призвание

Петр Андреевич как учитель был демобилизован еще в октябре 1945 года - он нужен был дома, в профессии. Сразу после возвращения его назначили учителем 3 класса, в родном селе, в школе, в которой он сам учился.

Условий для работы не было. Старое школьное здание отдали под интернат для ленинградских детей. Часть уроков вели в бывшем купеческом доме, где окна без стекол забили фанерой, не хватало ламп, керосина, дров, даже бочки с питьевой водой, чтобы напоить детей, не было. Класс молодому педагогу достался самый трудный – с детьми 12-13 лет. Через три месяца Петра Андреевича назначили директором школы.

- Было сложно. Но я все вопросы и трудности решал, не боялся. Как говорится, взялся за гуж – не говори, что не дюж. Меня поддерживали учителя, коллектив. Кроме меня, в школе работал еще один фронтовик, он вел военное дело. Потом пожилые учителя уходили, а десятиклассники наши проходили краткосрочные курсы при районном отделе образования и их направляли в образовательные учреждения работать. У нас была такая школа, которая готовила учительские кадры, - с радостью, улыбаясь, вспоминает Петр Андреевич. - Я там школу построил сразу после войны. Все удивлялись. 150 км от железной дороги. Ни леса, ни кирпича – ничего не было, а я построил школу. На 4 класса. Была учительская. Потом пристроил раздевалку, кабинет директора, библиотеку. А помимо всего я был еще на общественной работе как секретарь партийной организации. 5 колхозов входило в состав Баклушевского сельского совета. В каждом колхозе 1-2 коммуниста в то время, в основном, фронтовики, все старше меня. А мне 22 года, и я руководил уже. Но все с уважением относились, находили общий язык, помогали школе, например, давали транспорт, чтобы привести дров.

За хорошую работу Петра Андреевича избрали в состав райкома партии, вскоре он стал заведующим отделом пропаганды и агитации, а потом и секретарем райкома по идеологии. В итоге 13 лет провел на партийной работе. Заочно закончил исторический факультет педагогического института и захотел снова вернуться в сферу образования. Пять лет являлся директором средней школы в Довольном и 10 лет возглавлял отдел народного образования в Мошковском районе.

Председатель ветеранской организации Мошковского района Галина Родина на одной из встреч подчеркнула, что «Петр Андреевич - человек удивительный, умеющий работать с людьми. Мы с большим теплом вспоминаем годы, когда он работал у нас начальником отдела образования. Это не окрик, это не приказ, это практическая помощь. При его участии школы строились в каждом колхозе. О таких людях можно сказать: для них года не беда, была бы душа молода!».

В 1988 году Петр Андреевич ушел на пенсию и переехал в Новосибирск. До сих пор он энергичен, молод и бодр, сумел сохранить оптимизм, светлую, ясную память и большую любовь к жизни. Он активно помогает ветеранскому движению и регулярно встречается со школьниками и студентами. С уроками мужества был практически во всех образовательных организациях родного Октябрьского района, в педагогическом университете, выступал в Бердске, Маслянино, Болотном.

- Я с молодёжью общаюсь, как участник, как живой представитель, живой человек которого ранило, который выжил и активно работал после войны. Рассказываю им правду о войне, жизни, о своем жизненном пути. Как учитель я могу заинтересовать школьников. Воспитываю в этих ребятишках патриотизм. Советую им читать подлинную литературу, дневники и воспоминания наших полководцев, - делится Петр Андреевич. - Особенно подчеркиваю, что я не один такой герой. Мы дружно победили, когда все вместе воевали: бабушки ваши были в тылу, ваши сверстники тоже работали на заводах и фабриках, в полях. Без этого не было бы Победы.

Петр Андреевич рассказывает, что дети всегда с любопытством слушают его, смотрят медали, прикасаются к ним. Конечно, старшеклассники более критически относятся к его словам, не стесняются вопросы задавать. Большое внимание на таких встречах, ветеран войны и педагогического труда уделяет профессиональному становлению, объясняет, что надо быть активным по жизни, хорошо выбирать профессию, чтобы не разочароваться, искать себя и не бояться перемен.

- Некоторые поступают лишь бы получить образование. Например, заканчивают педагогический университет, а потом работают в других местах. Я всегда говорю нашим выпускникам, что они выбрали хорошую специальность, но, если у вас нет тяги к педагогике, если вам трудно, лучше уйти вовремя. А вот если уж полюбили работу с детьми, есть призвание – вы должны отдаться этому процессу, стараться давать не только знания, но и воспитывать учеников, - рассуждает Петр Андреевич. - Еще важно не зазнаваться. Молодежь приходит в школу и пытается что-то сверхъестественное сделать. Я им говорю, прислушайтесь к коллективу. Активно включайтесь в профессию, приглашайте опытных педагогов к себе на занятия, и сами ходите к ним. Делайте больше открытых уроков, чтобы все видели вашу работу. Раз избрал ты учительскую или педагогическую дорогу, то люби детей, люби работать с родителями. В общественной жизни принимай активное участие, от жизни отрываться никак нельзя, следи за этим делом. Надо выложиться до конца, показать все свои умения и таланты. Самое главное, чтобы вас любили дети! И вы любили детей! Вот такие советы!