Основным при определении размера и структуры заработной платы каждого сотрудника должен стать принцип оплаты по результату
15 февраля 2013 года состоялось расширенное заседание коллегии министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области "Об организации выполнения плана действий по реализации Указов Президента Российской Федерации.
С основным докладом выступила заместитель министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области – начальник управления труда Надежда Инина.
Доклад заместителя министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области – начальника управления труда Н. Ининой:
В 2012 году сохраняется положительная динамика темпов роста заработной платы работников организаций Новосибирской области. В рейтинге регионов Сибирского Федерального округа по темпам роста заработной платы Новосибирская область находится в тройке лидеров. За 2012 год среднемесячная заработная плата работников организаций Новосибирской области по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 15,7% и составила 23529 рублей.
Реализация проведенных совместных мероприятий позитивно сказалась на росте средней заработной платы работников бюджетной сферы.
Средняя заработная плата работников за 2012 год по сравнению с 2011 годом увеличилась в здравоохранении и предоставлении социальных услуг на 21,4% и составила 20142 руб., образовании – на 18% и составила 18400 руб., культуре и искусстве – на 14,4% и составила 18924 руб.
Увеличились соотношения средней заработной платы работников бюджетной сферы со средней заработной платой работников обрабатывающих производств. Уровень средней заработной платы в бюджетной сфере нашей области выше, чем в целом по Сибирскому Федеральному округу.
Приняты постановления Правительства Новосибирской области о доведении в 2012 году средней заработной платы педагогических работников и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в Новосибирской области, о мерах по поэтапному повышению заработной оплаты работников государственных учреждений культуры Новосибирской области и об увеличении региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.
Увеличение с 1 марта 2012 года гарантированной части заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений было произведено в размере 6,5%, что превысило уровень инфляции.
Нам с вами удалось добиться выполнения условий регионального соглашения о минимальной заработной плате в Новосибирской области и обеспечить на начало 2012 года размер минимальной заработной платы, установленный в Новосибирской области 5689 рублей, что выше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на 23,4%.
Одной из главных задач на 2013 и последующие годы является выполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (далее – Указы Президента).
Для выполнения этой задачи Правительством Новосибирской области распоряжением от 21.01.2013 № 9-рпутвержден план действий по реализации Указов Президента (далее – план действий), установлена схема взаимодействия всех областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления и на министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области возложена общая координация выполнения мероприятий по повышению заработной платы работников бюджетного сектора экономики в соответствии с Указами Президента, а также осуществление контроля за реализацией плана действий.
Поэтому в своем выступлении я остановлюсь на основных мероприятиях утвержденного плана действий, которые нам с вами необходимо будет выполнятьняя недостатки, которые обнаружились при внедрении отраслевых систем оплаты труда. Это очень сложная серьезная задача, требующая межведомственного взаимодействия и больших финансовых затрат.
Заданы новые ориентиры в работе не только для органов власти всех уровней, но и для самих государственных и муниципальных учреждений. Определены параметры повышения заработной платы врачей, преподавателей, социальных работников, работников культуры к средней заработной плате работников организаций Новосибирской области.
В соответствии с расчетами нашего Министерства, уровень заработной платы работников организаций Новосибирской области в 2013 году по оценке составит 26270 рублей, к 2018 году - 45466 рублей. Данный показатель естественно будет уточняться.
Средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в 2013 году должна повыситься до средней заработной платы работников организаций Новосибирской области или до 26270 руб., врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование, научных сотрудников к 2018 году - до 200% или до 90930 руб., преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников культуры - до 100% или до 45466 руб.
Для реализации этой задачи мы должны уже сегодня мобилизовать все ресурсы. Главная задача заключается в том, чтобы увязать уровень заработка каждого конкретного специалиста с результатами его работы.
Основная цель - существенно повысить качество предоставляемых учреждениями услуг, а один из механизмов ее достижения - поднять уровень оплаты труда работников и совместить этот процесс с переходом на эффективный контракт.
По оценке, повышение оплаты труда работников, предусмотренных Указами Президента, коснется 106,1 тыс. чел. или 60% работающих в бюджетной сфере.
Поставленная задача осложняется тем, что обеспечить повышение заработной платы категориям работников, определенным в Указах Президента, предстоит одновременно с задачей по обеспечению минимальной заработной платы, установленной в региональном соглашении о минимальной заработной плате в Новосибирской области (9030 руб.).
Мы начинаем выполнение этой задачи не с нуля. Есть определенные наработки, результаты, но требуется дальнейшая последовательная работа областных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей учреждений по дальнейшему совершенствованию оплаты труда работников бюджетной сферы:
1. В последние годы ставится, и в полной мере не решается задача по оптимизации сети учреждений. Учреждения, результативность которых не дотягивает до необходимого уровня, могут быть реорганизованы. Об этом прямо сказано в майском Указе Президента № 597: повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики должно быть обеспечено с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.
Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. подчеркнул, что «все говорили о необходимости реструктуризации в различных отраслях, но как только реструктуризация начинается, начинается стон по всей Руси великой: и то нельзя трогать, и к этому нельзя подходить. Вот от этого мы должны уходить, избавиться от этого. Если понимаем, что надо делать, то надо делать, но в то же время делать надо с умом. Такая работа должна вестись в постоянном диалоге с профессиональными сообществами».
Необходимо еще раз оценить необходимость существующего количества учреждений (филиалов, структурных подразделений), пересмотреть трудовой процесс, нагрузку на каждого работника.
Перспектива реорганизации бюджетной сети должна заставить каждое учреждение задуматься о собственной эффективности. Одним из способов ее повышения является оптимизация расходов и деятельности учреждения в целом.
Ошибочно воспринимать оптимизацию как разовое мероприятие - после сокращения и перераспределения расходов она зачастую считается выполненной. В действительности же оптимизация деятельности учреждений - процесс длительный. Неэффективные расходы в большинстве случаев являются следствием внутренних рабочих процессов, сложившихся в учреждении, и уменьшить первые означает усовершенствовать вторые.
В целях решения поставленной задачи заместителем Губернатора Новосибирской области К.В. Колончиным поручено созданными в отрасли рабочими группами провести изучение обеспечения установленного уровня минимальной заработной платы и уровня средней заработной платы по категориям работников, согласно Указам Президента, на примере Ордынского района Новосибирской области и города Искитима. Предложения по оптимизации деятельности учреждений социальной сферы должны быть подготовлены уже на следующей неделе. По результатам будут разработаны единые рекомендации по совершенствованию деятельности учреждений социальной сферы по вопросам заработной платы.
2. Проблемы не проработанности показателей эффективности деятельности работников, формального определения их трудовых функций должны быть решены с помощью «эффективного контракта». Он станет отличаться от сегодняшнего трудового договора тем, что будет основан на системе оценки эффективности деятельности работников. Внедрение "эффективного контракта" должно способствовать более рациональному и справедливому распределению средств фонда оплаты труда.
В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 впервые была законодательно оформлена идея перехода к "оплате по результату", а понятие "эффективный контракт" появилось в Бюджетном послании Президента РФ от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах". В нем говорится о необходимости перехода в самих учреждениях к эффективному контракту, который должен четко определять условия оплаты труда и социальный пакет работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы.
Мы с вами работаем с 2007 года над этой проблемой. Вместе с тем, выборочные проверки учреждений показывают, что в ряде учреждений в трудовых договорах часто трудовые функции не определены, либо носят формальный характер, не указываются условия оплаты труда работников, несмотря на то, что в большинстве учреждений внедрены качественные показатели эффективности деятельности работников, отмечается недостаточная их проработка.
Изменение систем стимулирования должно включать упразднение постоянных выплат, формально классифицированных как стимулирующие, но реально не мотивирующих работников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с возможностью перераспределения средств на увеличение окладов работников и на реальные выплаты стимулирующего характера.
При этом основой для повышения стимулирующей роли заработной платы будет построение сквозных отраслевых систем показателей оценки эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу "Российская Федерация - субъект Российской Федерации - учреждение - работник".
Основное внимание должно быть сосредоточено на включение «работающих» качественных показателей в трудовой договор каждого работника!
3. Рост заработной платы должен быть увязан с повышением профессиональных требований к работникам.
Основным при определении размера и структуры заработной платы каждого сотрудника должен стать принцип оплаты по результату. Справедливо, что большую зарплату должны получать лучшие работники. Важно, чтобы труд оценивался не на основе мнений отдельных руководящих работников, а по понятным, прозрачным показателям. Достижение показателей, определенных Указами, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности.
Таким образом, мы должны продолжить работу по созданию механизма стимулирования к повышению качества оказываемых услуг и эффективности работы, чтобы заработная плата каждого работника зависела от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы. Заработная плата конкретного работника может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента для соответствующей категории работников, что подтверждает и Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. По словам Президента РФ, ошибочно представлять программу кадрового развития, как простое повышение зарплат по принципу: всем сестрам по серьгам, то есть всем поровну, без учета квалификаций и реального вклада каждого работника. В каждом учреждении должна быть сформирована собственная программа развития и кадрового обновления.
4. Создается прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений, предусматривающий представление руководителями сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Российское Правительство ввело показатель предельного уровня соотношения средних зарплат руководителя учреждения и работников (от 1 до 8). В Новосибирской области этот вопрос в основном решен. В трудовых договорах установлена предельная кратность средней заработной платы руководителя и работников в зависимости от фактической численности работников от 3 до 5.
С 2013 года предусматривается заключение трудовых договоров с руководителями учреждений на основе типовой формы, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Дополнительно в трудовой договор с руководителем в перечень качественных показателей деятельности учреждений для оценки эффективности деятельности руководителей учреждений предусматривается установить еще два показателя: 1) рост средней зарплаты работников учреждения в отчетном году без учета повышения размера зарплаты в соответствии с решениями Правительства Новосибирской области и 2) соотношение средней заработной платы работников учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей, со средней заработной платой в Новосибирской области.
5. Минздрав России, Минкультуры России и Минобрнауки России разработали и утвердили в своих сферах регулирования планы мероприятий ("дорожные карты") на период до 2018 г., определили четкую последовательность действий, сроки, ответственных за исполнение, необходимое организационное и ресурсное обеспечение.
Президент Российской Федерации поручил высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации принять региональные «дорожные карты» изменений, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры, содержащие целевые показатели развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение. В Плане действий также есть аналогичное поручение о разработке «дорожных карт».
Основой для разработки региональных «дорожных карт» являются утвержденные соответствующими федеральными министерствами «дорожные карты». Должен выстроиться принцип, заложенный в Указах Президента, "Российская Федерация - субъект Российской Федерации - учреждение". Региональная «дорожная карта» является документом, отражающим план стратегического развития соответствующей сферы на период с 2013 по 2018 гг. Сегодня мы должны закончить разработку региональных «дорожных карт» и до 1 марта отчитаться перед Президентом РФ о выполнении этого поручения.
В заключении хочу сказать, что в течение всего периода будет проводиться информационная работа, мониторинги и статистическое наблюдение, совершенствование нормативных правовых актов и системы контроля, предусмотренные Планом мероприятий.
Предстоит большая совместная работа, требуется индивидуальная работа с каждым работником, и областные исполнительные органы государственной власти не смогут решить все поставленные задачи без участия профсоюзов.
Хочу, чтобы все отчетливо понимали, что 2013 год будет очень напряженным и задачи, поставленные Губернатором по обеспечению минимальной заработной платы, установленной в региональном соглашении, и Президентом по повышению заработной платы отдельным категориям работников, должны быть выполнены. При этом не следует забывать и про уровень заработной платы работников, не указанных в указах Президента.