Ольга Васильева: "Без участия профсоюзов вопрос об оплате труда решить невозможно"
16 августа 2017 года специальный корреспондент Вячеслав Терехов INTERFAX.RU взял интервью у министра образования и науки РФ Ольги Васильевой.
" - Как новая система отразится на учителях? Понятно, что изменения в учебниках будут встречены педагогами хорошо потому, что им станет легче участвовать в образовательном процессе. Но что им даст новая система помимо этого облегчения?
- Новая система предполагает, прежде всего, создание единой методологии в разработке финансовых нормативов, расчеты финансовых показателей. Это очень важно: создать единый подход к финансовым расчетам, как для денежного содержания учителей, так и для образования в целом. На сегодняшний день это одна из самых трудных задач. Решая ее, и я хочу это подчеркнуть, мы работаем вместе с профсоюзами. Без участия профсоюзов вопрос об оплате труда решить невозможно.
- Да, вопрос об оплате преподавателей не менее важен, чем создание единого образовательного пространства. Не предполагается ли создать единую ставку, как для молодых, начинающих преподавателей, так и для опытных?
- Нет, уравниловки быть не должно. Вы помните, когда на "прямой линии" президента России был задан вопрос о наличии большой дистанции между опытными преподавателями и молодыми? К сожалению, я сейчас не смогу вам ответить точно, будет ли это ставка, оклад или какие-либо другие формы финансового содержания, потому что этот вопрос сейчас обсуждается и прорабатывается. Думаю, что в конце августа - начале сентября мы сможем сообщить о том, как предполагаем решать эту нелегкую задачу.
Могу сказать, что в обсуждении участвуют и представители бизнеса, которые заинтересованы в подготовке специалистов для себя в своих частных колледжах. Могу сказать, что они уже понимают, что, если не будут финансировать и участвовать в финансировании образования, например, через системы государственно-частного партнерства при создании профтехучилищ, то они же сами и проиграют. По-моему, есть очень четкое понятие, что для того, чтобы двигаться вперед, нужно инвестировать в человеческий капитал.
Важно, чтобы механизм финансирования на любых уровнях был прозрачный. Это касается не только школьного образования, но и университетского. Именно непрозрачностью финансовой системы в высшей школе мы наблюдаем колоссальную разницу в оплатах между руководством институтов и университетов и профессорско-преподавательским составом. Об этом тоже нужно хорошо подумать.
- Есть финансирование федеральное, есть региональное, есть муниципальное: исходя из этого будет определяться и заработная плата учителей, и вообще возможности школы. Я понимаю, в современной стране вы можете четко говорить о федеральном финансировании, но это, пусть большая часть финансовых отчислений, но все же не единая. А что делается в регионах, причем я не беру Москву или Питер? Пусть на меня москвичи и питерцы не обижаются, но эти два города еще не тождественны всей России, и страна будет прирастать населением и учениками не только московскими.
- Конечно, мне очень хорошо известен объем финансового обеспечения общего образования в субъектах Российской Федерации. В общей сложности в прошлом году он составил почти 1,5 трлн рублей. Из них на расходы региональных бюджетов уходит 370 млрд руб., межбюджетные трансферты из региональных бюджетов местным - 691 млрд руб. и, собственно, расходы местных бюджетов - 401 млрд руб.
У нас есть примеры, где в субъекте зафиксирован максимальный объем финансирования общего образования за счет местных бюджетов - это Челябинская, Новосибирская области, республики Татарстан и Чеченская, Коми и Чукотский автономный округ. Принятие решение о передаче муниципальных общеобразовательных организаций в ведение субъектов Российской Федерации (подчеркиваю, без разделения собственности, находящейся в муниципалитетах) должно минимизировать неблагоприятные финансовые последствия для всех субъектов РФ.
Я еще и еще раз хочу подчеркнуть, что зарплата всех преподавателей, как в общеобразовательной школе, так и в высшей должна быть прозрачна. Это неукоснительный принцип, и люди должны понимать, за что и сколько они получают. Должна сказать, что и губернаторы это прекрасно понимают. Они заботятся о молодых специалистах. Конечно, в каждом регионе, что касается дополнительных средств, исходят из своих особенностей, но не должно быть больших крайностей. В каждой губернии, в каждом регионе есть свой проект, посвященный молодому учителю."