Обсуждение механизмов ограничения административного давления на образовательные организации
В 2013 году в Общественную палату Российской Федерации поступило 136 обращений, связанных с вопросами образования и науки. Одних волнует рейтинг эффективности вузов России, другие сообщают о нарушениях в образовательных учреждениях и просят принять меры»,— рассказал член ОП РФ Ефим Рачевский, открывая расширенное заседание по обсуждению механизмов ограничения административного давления на образовательные организации, законности этих механизмов, их соответствия основным трендам государственной политики в деле школьного образования.
«Из 136 обращений 98 связаны с нарушениями прав педагогов, руководителей школ и детских садов. Я считаю, что ситуация с бывшим директором Кемеровской гимназии № 42 Вячеславом Лозингом— прецедент, который позволяет нам обсудить проблему в целом»,— сказала Рачевский.
Как заявил заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко, использование судебных механизмов для разрешения споров в сфере образования возрастет. «В связи с увеличением числа проверок общеобразовательных учреждений, которые, в том числе становятся причиной увольнений (в ходе подобных проверок был уволен директор одной из гимназий города Кемерово), в системе образования увеличится количество обращений в суды», — считает Реморенко.
Реморенко отметил, что в сентябре 2012 года министерством образования и науки РФ было направлено письмо в регионы о сокращении отчетности общеобразовательных учреждений. По его словам, после проведенного анализа Минобрнауки РФ запросов на предоставление школами отчетов, оказалось, что 80% из них — запросы внутри самой системы образования и только 20% — внешние. По мнению Реморенко, «подобная ситуация возникает из-за самой административной машины», а проблему назвал «глубинной».
«Возникает ситуация „тотального недоверия“, — в свою очередь добавил заместитель руководителя аппарата комитета Государственной Думы по образованию Алексей Майоров. — Задача на перспективу — повысить это доверие между органами местного управления, региональными и федеральными». По словам Майорова, после исследования механизмов административного давления на школы «будет поставлен вопрос о возможном внесении поправки в ныне действующее законодательство об образовании».
Как отметили участники слушаний, нужно рассмотреть возможность исключить для сферы образования право учредителя безосновательно уволить руководителя учреждения. Такое право необходимо в коммерческой сфере для обеспечения полного контроля собственника имущества за своим имуществом, однако, в сфере образования оно полностью подрывает провозглашаемую автономию образовательных учреждений. Кроме того, участники встречи предложили рассмотреть возможность ввести ограничения количества проверок образовательных учреждений при осуществлении контроля за их деятельностью со стороны учредителя.