Вы здесь

Нацпроект «Образование» и профсоюзный контроль

Нацпроект «Образование» и профсоюзный контроль

Председатель Новосибирской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Светлана Сутягина выступила на расширенном пленарном заседании Общественной палаты.

Мероприятие прошло 15 октября 2021 года в Большом зале Правительства Новосибирской области. В очно-дистанционном формате участники рассмотрели развитие общественного контроля в ходе реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Образование» в регионе.

К обсуждению подключились представители органов власти и муниципальных образований, члены и эксперты Общественной палаты, лидеры территориальных профсоюзных организаций, члены общественных советов и представители некоммерческих организаций.

Светлана Геннадьевна рассказала о развитии общественного контроля в рамках реализации национального проекта «Образование» в области. В первую очередь, в вопросах кадрового обеспечения отрасли:

«Не смотря на строительство новых школ и детских садов, мы видим следующие тенденции: слабый приток молодых специалистов; отсутствие условий для сохранения и закрепления привлеченных кадров; сокращение доли учителей, находящихся в активном трудовом возрасте, увеличение доли учителей предпенсионного и пенсионного возраста. У нас много скрытых вакансий, которые закрывают, в основном, совместительством. И проблему дефицита учителей на уровне региона не решить без целенаправленного повышения уровня оплаты труда. Речь идет о гарантированной части заработной платы.

Данный вопрос поднимается постоянно. Однако, его решение довольно проблематично даже в пределах утвержденных фондов оплаты труда. Последний раз в сентябре 2019 года пересмотрены размеры должностных окладов, ставок заработной платы педагогических работников в соответствии с квалификационными уровнями (в среднем от 5% до 57%) путем внесения изменений в Областное Тарифное соглашение. Рост размеров окладов в сравнении с другими отраслями произведен на незначительном уровне с необъяснимой со стороны педагогического сообщества диспропорцией по одноименным должностям. Например, размер оклада по должности «педагог-библиотекарь» 4 квалификационного уровня без наличия квалификационной категории - 8 980 рублей, а оклад по должности «библиотекарь» отрасли «Культура» - 10700 рублей. Разница составляет 1720 рублей.

Уровень средней заработной платы педагогических работников в соответствии с майскими указами Президента достигается преимущественно за счет повышения учебной нагрузки учителя, в том числе из-за отсутствия учителей-предметников. И все это не способствует повышению качества образования. Педагогический работник с высшим образованием за норму может получить заработную плату в размере МРОТ, как низкоквалифицированный работник. И такие случаи встречаются довольно часто при низких размерах фондов оплаты труда учреждений. Одна из причин - низкий уровня нормативов финансирования, которые не повышались с 2019 года. Отсутствие решения вопроса на уровне региона по ежегодной индексации заработной платы каждого работника через повышение размеров окладов еще больше усугубляет ситуацию.

Совершенствование системы оплаты труда, принятие мер по повышению реальной заработной платы каждого работника необходимо ставить на уровне региона как первоочередные задачи, без решения которых отрасль не сможет выполнять поставленные перед ней важнейшие задачи обучения и воспитания подрастающего поколения».

Кроме этого, Светлана Геннадьевна говорила о задачах по сохранению и укреплению здоровья школьников, о роли общественного контроля в системе контроля организации и качества школьного питания.

Председатель обсудила с коллегами ситуацию с дистанционным обучением, отметила, что в школах важно совершенствовать условия использования образовательных технологий, что необходимо создавать единую модель онлайн обучения (платформы, инструменты и форматы).

В заключение Светлана Геннадьевна остановилась на статусе учителя и профессиональном выгорании, подчеркнула, что «сегодня нужно оградить педагогов от бесконечных проверок, преследования и травли в средствах массовой информации».