Вы здесь

Минобрнауки Новосибирской области: задачи на 2014 год

Минобрнауки Новосибирской областизадачи на 2014 год

25 февраля 2014 года Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области проведен семинар-совещание для начальников управлений (отделов) образования Новосибирской области. В работе семинара приняла участие председатель Новосибирской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Светлана Сутягина.

Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов в своем выступлении поставил задачи перед муниципальными органами управления образования на 2014 год.

«Наша задача – это грамотное, эффективное доведение финансовых ресурсов до образовательных учреждений через муниципальные органы управления.

Главным инструментом является система подушевого финансирования, которая должна обеспечить устойчивую работу образовательных учреждений, рождая ощущение справедливой оплаты работы всего коллектива. Эти принципы мы стараемся реализовать, формируя систему подушевого финансирования. Она претерпевает определенные изменения, более того, открыты для предложений, направленных на ее совершенствование. Готовы работать вместе с руководителями образовательных учреждений, органами управления образованием, профсоюзной организацией, с которой мы всегда тесно сотрудничаем, чтобы система была настроена на достижение результата успешной работы школы. Еще одним инструментом являются наши рекомендации относительно построения отраслевой системы оплаты труда. Мы понимаем, что нельзя оставлять без подсказок руководителей образовательных учреждений в решении сложной задачи по управлению фондом оплаты туда.

На наш взгляд рекомендации требуют совершенствования в отношении системы оплаты труда в школе, в течение этого года министерство будет этим заниматься совместно с вами.

Еще одной задачей является повышение квалификации кадров. У муниципальных образований нет, и не может быть соответствующих механизмов для решения этой задачи, все замыкается на федеральный и региональный уровни. Федеральный уровень – это наш педагогический университет. Мы обязаны с ним взаимодействовать, и в этом году постараемся выстроить более активную схему нашего взаимного сотрудничества. Естественно, опираясь на опыт и понимание задач, связанных с подготовкой кадров, которые складываются на уровне руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием.

Совет по подготовке и переподготовке кадров, который должен работать, будет соответствующим образом оформлен и начнет свою работу с обсуждения проблем с педагогическими колледжами и институтом повышения квалификации, педагогическим университетом.

В направлении, связанном с повышением квалификации, в последние годы осуществлялись решительные шаги, система претерпела значительные изменения. Предстоит совершенствование в части вовлечения в работу квалифицированных кадров, способных предложить педагогам богатый выбор программ повышения квалификации.

Осознав некоторую потерю в системе методического сопровождения учителя, а это очень важно на этапе освоения новых подходов , заложенных в новых образовательных стандартах, считаем, что мы должны создать областную систему методического сопровождения.

Возникает вопрос, как быть с муниципальными структурами. Нам придется сотрудничать и отрабатывать ситуацию. На наш взгляд, созданные ранее муниципальные структуры, сегодня находятся в трудном положении.

Компактность аппарата управления заставляет муниципальные органы управления возлагать на эти структуры несвойственные им функции по сбору и обработке статистических данных, проведение мероприятий и т. д.

Изменилась система оплаты труда в школе, это привело к тому, что квалифицированных специалистов привлечь крайне сложно.

Или же мы должны остаться на муниципальном уровне, но тогда мы должны подкрепить систему и кадрами, и финансированием. Эту задачу нам предстоит решить.

По дошкольным образовательным учреждениям. Порядка 700 миллионов рублей в программе на этот год. На эти средства очень сложно было удержать тот темп ввода мест в детских садах, который мы взяли последние 3 года. Но надо сказать, что и нужда в местах в дошкольных учреждениях начинает спадать.

19 муниципальных районов имеют возможность предложить необходимое количество мест в ДОУ. 16 – близки к решению проблемы, за исключением, конечно, города Новосибирска, где идет активный рост количества дошкольников, в связи с увеличением рождаемости и миграции. То же относится к городу Бердску, Новосибирску сельскому.

Но мы планируем к 2016 году, в соответствии с распоряжением президента, эту задачу решить.

У нас есть уверенность, что федеральный центр предоставит дополнительные ресурсы. 300 миллионов мы уже получили, скоро они будут распределены. На эти средства можно ввести в эксплуатацию около 8 дошкольных образовательных учреждений.

Мы знаем достоверно, что будет принято решение об увеличении объема финансирования в этом году. Поэтому мы программы не сворачиваем. Все районы, которые сегодня занимаются созданием дополнительных мест, должны эту работу выполнить и обеспечить ввод мест в дошкольных учреждениях и отчет об эффективном расходовании средств. Эта задача должна быть решена в этом году.

Идут разговоры на федеральном уровне, что будут поддерживаться усилия региональных органов власти и муниципалитетов по развитию системы общего образования. Речь идет о строительстве новых и реконструкции действующих школ. В этом году мы должны обеспечить ввод 3 новых школ, в том числе в с. Луговое.

Сейчас вся основная работа направлена на то, чтобы быть готовыми принять федеральные ресурсы и использовать их эффективно.

О кадровом составе. Перед нами стоит задача по обновлению кадрового состава. Речь идет не только о замене пожилого педагога на молодого. Я имею в виду обновление, в первую очередь, компетенции. Привлечение молодежи – это задача, которую должны решать муниципальные органы управления образованием и руководители образовательных учреждений, несмотря на разного рода трудности. Определенные шаги, направленные на то чтобы как-то управлять этим потоком мы сделали. А именно: новым законом определено, что целевое обучение предполагает, что человек, обучающийся таким образом, обязан явиться к месту работы, согласованному при его приеме на обучение. Будет создан соответствующий нормативно-правовой акт. Доля ответственности лежит на руководителе образовательного учреждения, обучающийся должен прийти к вам, и место ему должно быть обеспечено. Договор о целевом обучении может быть заключен на любом курсе со студентами, самостоятельно оплачивающими обучение. Речь идет о выстраивании системы заботы, поддержки, вовлечении молодых педагогов в образовательные учреждения.

Момент, который хочу подчеркнуть: у нас чрезвычайная дифференциация в качестве работы образовательных учреждений. Мы будем требовать выявить все те школы, которые являются проблемными, взять на соответствующий учет и проинформировать нас о школах, находящихся в критическом состоянии. Такие школы есть. Это заметно по итогам сдачи выпускных экзаменов. Некоторые ученики вообще не могут их сдать. Это вопрос к учителям.

Должны эффективно решаться кадровые вопросы, должны быть руководители, понимающие степень лежащей на них ответственности.

У нас для этого есть действенный инструмент – эффективный контракт. По нашим данным на него переведена только половина руководителей. Так не должно быть, это непреложное требование для всех руководителей образовательных учреждений. Поэтому тем, кто еще этого не сделал, предстоит перейти на эффективный контракт.

Я думаю, что использование эффективного контракта - это действенный способ повышения уровня руководства школой.

По неэффективным школам. Встает еще одна серьезная задача – вопрос оптимизации. Мы не связываем его с сокращением количества школ. Но связываем его с повышением эффективности. Мы должны быть уверенны, что в каждой школе дети получают максимум того, что мы можем им дать».

Александр Флек, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области выступил с докладом о совершенствовании механизмов нормативного финансирования.