Вы здесь

Государственная Дума: «правительственный час»

Государственная Дума: «правительственный час»

В ГД состоялся «правительственный час» с участием Министра просвещения РФ Сергея Кравцова.

Министр рассказал депутатам о реализации национального проекта «Образование». В ходе «правительственного часа» парламентарии обратили внимание на важность патриотического воспитания в школах, высказали свои предложения по повышению качества образования и престижа профессии учителя

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов ответил на вопросы депутатов — по три от каждой из фракций. Свои предложения озвучили председатели трех профильных комитетов — по просвещению, по контролю и по вопросам семьи, женщин и детей. Также выступили представители пяти фракций ГД.

Повышение качества образования

В ходе «правительственного часа» Председатель ГД Вячеслав Володин сообщил, что депутатами подготовлен и внесен законопроект о возможности передачи школ на региональный уровень.

Он напомнил, что уровень муниципальных школ «очень разный». «Есть областные центры, где есть возможность развивать школы. А есть сельские районы. У нас в сельских районах 56 % школ из почти 40 тыс.», — добавил Вячеслав Володин.

Председатель ГД выразил надежду, что до конца года удастся выйти на принятие поправок: «Мы постараемся рассмотреть законодательную инициативу, несмотря на то что она совместного ведения, и выйти на принятие, учитывая, что у нас практически все депутаты поддержали».

«Будет расти качество образования — значит, в результате будут наши, отечественные технологии, будет развиваться экономика и все будет хорошо. Если качество образования не будет повышаться, возникнут проблемы», — подчеркнул Вячеслав Володин.

Важность трудового воспитания

Также Председатель ГД заявил о необходимости воспитания у школьников правильного отношения к труду. «Если будет другое отношение к труду, будет другое отношение и к изучению физики, и математики, и иностранных языков, и ко многому другому. Ребенок будет расти другим. Гармония придет. А так — потребители», — считает он. 

Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим гражданином, у него должно быть сформировано положительное отношение к труду, убежден Вячеслав Володин. «Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать», — добавил он. 

Дом и семью никто не заменит, но школа должна восполнять пробелы, подчеркнул Вячеслав Володин: «Самый простой, наверно, вопрос, и не будет никто возражать, если мы с вами возьмем и примем нормы, имеющие отношение к трудовому воспитанию, к участию ребенка хотя бы в каких‑то минимальных вопросах, связанных с трудом в школе». 

Председатель ГД также предложил подготовить общедепутатский законопроект о трудовой составляющей в воспитании школьников. Министр просвещения Сергей Кравцов предложение поддержал.

О ходе реализации нацпроекта «Образование»

Министр просвещения Сергей Кравцов в своем выступлении отметил, что главная цель министерства — создать единое образовательное пространство. Кроме того, разработанные программы задают единый подход в преподавании истории, литературы, обществознания — дисциплин, которые формируют сознание молодого поколения.

Особое внимание будет уделяться учебникам: предлагается изменить порядок формирования соответствующего перечня, сообщил Министр. «В ходе экспертиз специалисты особенно внимательно отнесутся к ценностям, смысловым вопросам. Здесь абсолютно неприемлемы разрушительные, дикие для нашего многонационального общества вещи, такие как расизм, отрицание значимости семьи и многие другие. Мы обязаны и будем защищать наших школьников от псевдоценностей», — подчеркнул Сергей Кравцов.

Говоря о важности преподавания истории, он сообщил, что события сегодняшнего дня — специальная военная операция, вхождение в состав России новых регионов — будут отражены в учебниках по истории. Сергей Кравцов также отметил, что в преподавании и всеобщей, и отечественной истории сегодня преобладает европоцентричный подход. «Пора выправить этот давно возникший перекос», — обратился Министр просвещения к депутатам.

В следующем году будет ликвидирована третья смена в школах, сообщил Сергей Кравцов, а к 2024 году в каждой школе России будут созданы театр и спортивный клуб. Министр также рассказал об области среднего профессионального образования: идет адресная работа с Минпромторгом под запросы отечественной экономики. Кроме того, Сергей Кравцов отметил важность исключения понятия «образовательная услуга» из профильного закона и поблагодарил депутатов за закон о снижении бюрократической нагрузки на учителей.

«В дальнейшем считаем важным найти законодательное решение таким вопросам: дополнительное обеспечение статуса русского языка как государственного и введение школьной формы. Пусть каждая школа самостоятельно определит, какой ей быть», — добавил Министр просвещения. 

Также в своем выступлении Сергей Кравцов затронул тему образования на новых территориях. «В каждом новом регионе будут созданы педагогические университеты федерального подчинения, которые в своей структуре будут иметь институты повышения квалификации учителей и педагогические колледжи», — сообщил Министр. 

Для новых регионов разработаны соответствующие методические документы, установлен пятилетний период для перехода на российские образовательные стандарты, уточнил Сергей Кравцов. 

«Ключевая задача — выравнивание качества образования в новых субъектах Российской Федерации: в частности, введение в учебные планы курса «Моя история», который устранит тотальное незнание истории, те вопиющие провалы и подмены, которых много было в украинских программах, например о мифической стране Гетманщина, которой никогда не было», — уточнил Министр.

Предложения профильных комитетов

Председатель Комитета по контролю Олег Морозов в своем выступлении отметил положительные сдвиги в области импортозамещения в сфере образования: «Доля средств на закупку школьного оборудования отечественного производства составляет в рамках нацпроекта более 70 %, а в части компьютерного оборудования — 95 %», — рассказал он.

При этом парламентарий обратил внимание на то, что оценка гражданами положения дел в системе образования остается критической. «И каждый депутат, приезжая в свой регион, это остро ощущает», — подчеркнул Олег Морозов, добавив, что, по данным ВЦИОМ, более 40 % граждан недовольны качеством школьного образования.

«Есть заметное нарастание некоторых негативных тенденций: например, увеличивается наполняемость классов и число обучающихся в расчете на одного учителя, продолжает нарастать дефицит педагогических кадров, особенно заметный от региона к региону», — заявил Председатель Комитета по контролю.

«Советский школьный учитель, по мнению американцев, переиграл их в борьбе за космос. У российского учителя сегодня задача сложнее: он должен сформировать поколение, которое в жесточайшей борьбе обеспечит достойное место России в современном мире», — заключил Олег Морозов.

Председатель Комитета по просвещению Ольга Казакова напомнила, что недавно ГД был принят закон о единых федеральных основных общеобразовательных программах. «Сейчас, на стадии формирования образовательных программ, мы должны взять на контроль их содержание, прежде всего касающееся Великой Отечественной войны», — предложила парламентарий.

Также, по мнению Ольги Казаковой, «сегодня страна остро нуждается в специалистах рабочих профессий». «Нужны федеральные решения: системная программа модернизации, капитального ремонта, преобразования мастерских [профессионально-технических] учебных заведений, чтобы условия там не уступали вузовским», — сказала Председатель Комитета.

Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, в свою очередь, обратила внимание на проблему доступности образования, в частности в сельской местности. По словам депутата, сельские школы нередко «укрупняются» и закрываются.

«Главная задача — воспитание патриота, гражданина, — уверена парламентарий. — Надо перерабатывать все учебники по всем предметам». Так, по словам Нины Останиной, в учебниках по точным и естественно-научным предметам могло бы содержаться больше информации о достижениях российских ученых, изобретателей, чтобы школьники «знали не только Илона Маска, но и Циолковского».

С сайта Государственной Думы