Вы здесь

Газета «Мой профсоюз»: «Теперь я могу свернуть горы»

Газета «Мой профсоюз»«Теперь я могу свернуть горы»

Работа с молодежью – одно из ключевых направлений для каждой региональной или межрегиональной организации Общероссийского Профсоюза образования. Как работать, какие форматы использовать, в каждой точке страны решают, исходя из собственных реалий и, конечно, ориентируясь на богатый опыт федерального молодежного педагогического движения. Всероссийская педагогическая школа профсоюза, другие профсоюзные события онлайн и офлайн им в помощь. Однако замечательно, что за последние годы регионы придумали множество своих «фишек», могут делиться наработками с коллегами. Побывав в гостях на ЗАИМке, которую в восьмой раз провела Новосибирская областная организация Профсоюза, спешу не только передать восторженные впечатления, но и поделиться полезными подробностями.

Что, кому, зачем?

Новосибирская ЗАИМка – весьма популярное, известное всей стране мероприятие для педагогической молодежи. И так как к делу сибиряки подходят серьезно, логично выстроилась структура из трех ЗАИМок: для учителей, воспитателей и студентов – будущих педагогов. Ведь понятно, что содержание каждому нужно свое. Самая долгоиграющая встреча – молодых педагогов школ. И, как мне показалось, это любимое событие председателя Новосибирской областной организации Светланы Сутягиной, ее коллег по аппарату, а также областного молодежного совета.

Светлана Геннадьевна с удовольствием поясняет: «Смысл нашей профсоюзной ЗАИМки – заимствование опыта у старших коллег, прежде всего у тех, кто прошел через конкурсы профессионального мастерства – «Педагогический дебют», «Учитель года России» и так далее».

Итак, для чего событие и для кого, понятно. Теперь – о чем оно, чем наполнено. Исключительно тем, что полезно и нужно молодым педагогам. В программе чередуются блоки – профсоюзный, образовательной политики, разгрузочный, методический. Приглашены тщательно отобранные спикеры. Об учителях года, победителях других профессиональных конкурсов Светлана Геннадьевна уже сказала. А еще выступают управленцы высокого уровня, вплоть до заместителя губернатора, профсоюзные юристы, учат командообразованию молодые коллеги из СМП, дают бесценные навыки специалисты из Агентства поддержки молодежных инициатив. Столичный гость тоже без дела не остался. Я журналист – а значит, рассказываю о том, как писать тексты нескучно и грамотно, я много лет наблюдаю за конкурсом «Учитель года» – а значит, могу доказать, что участвовать в нем очень даже стоит.

А зачем молодым участвовать в ЗАИМке? Кстати, в этом году на нее собрались 110 человек из всех районов Новосибирска и области. Объясняет муниципальный координатор проекта «Навигаторы детства» Венгеровского района Полина Часыгова: «Для меня это событие стало знаковым и значимым. Мне кажется, что теперь я могу свернуть горы и достичь таких результатов, о которых раньше не могла и помыслить». Полина вступила в профсоюз 1 февраля, а уже 18‑го числа приехала на ЗАИМку. Вдохновение – вот что в первую очередь получила она здесь.

Процветающий союз успешных педагогов

Профсоюзная тема – конечно, самая значимая здесь. И не столько ради пиара, сколько ради пользы – участники ЗАИМки получают возможность узнать о том, что делает профсоюз, чем он может помочь начинающим и что они сами могут сделать для своих коллег, войдя в состав советов молодых педагогов. Полина Часыгова признается: «Задаю себе вопрос: а нужен ли нам сегодня профсоюз? Ответ, на мой взгляд, только один – нужен! Причем наш профессиональный союз должен идти в ногу со временем, процветать. Это закон жизни: будет успешен наш союз – будем успешны мы. Профсоюз стоит на защите наших прав, всерьез и основательно решает вопросы формирования нормативно-правовой базы, договаривается по очень важным вопросам с администрациями, министерствами, правительством. Что может один человек сделать в одиночку? Ничего! Сплоченность профсоюза приводит к справедливому решению проблем». Одна трехдневная ЗАИМка – и педагог понял главное. Это ли не результат?

О профсоюзе в приветственном блоке рассказал короткий фильм. Никаких красивых фраз, только цифры и факты. Более 63 тысяч членов профсоюза в Новосибирской областной организации. Порой несколько раз в год профсоюз вносит изменения в областное, городские отраслевые соглашения, каждый раз добиваясь улучшения условий оплаты труда работников образования, расширяя гарантии и льготы. Ежедневно специалисты областной организации проводят консультации и личный прием членов профсоюза по правовым и социально-экономическим вопросам, участвуют в работе по охране труда и здоровьесбережению работников образования. Рассматривают сотни обращений в месяц.

Светлана Сутягина говорит просто и понятно: «Нам важно, чтобы вы закрепились в профессии, которую выбрали, повышали свою квалификацию, ведь чем выше ваша квалификация как педагогического работника, тем выше ваша заработная плата».

А в финальный день ЗАИМки у молодых педагогов состоялся очень продуктивный разговор с заведующей отделом по социально-экономическим вопросам областного аппарата профсоюза Татьяной Полещук. Речь шла о регулировании оплаты труда работников через отраслевые соглашения.

Диалог был динамичный, наполненный отсылками к законам, но, конечно, совсем не скучный. Это же будни педагогов, их проблемы и – спасибо профсоюзу! – весьма оперативные решения. Что должно быть в коллективном договоре, какие доплаты положены молодому педагогу, из чего складывается зарплата, почему важно внимательно ознакомиться с Положением о системе оплаты труда. Сложные формулировки нормативно-правовых актов Татьяна Юрьевна тут же переводит на простой человеческий язык – с ней общаться легко и приятно.

Сообщество есть!

Главный специалист областного аппарата, куратор Совета молодых педагогов при обкоме профсоюза Дина Абросимова в первый же день знакомит участников ЗАИМки с деятельностью молодежного совета. Кстати, подобные советы есть практически в каждом районе Новосибирской области. Главный посыл: «Коллеги, вы не одни, у вас есть целое сообщество». И уже не так страшно сталкиваться с проблемами, которые знакомы каждому новичку, пришедшему в учреждение системы образования, – сложная адаптация в коллективе, работа с детьми, которая вчера была лишь теорией, общение с родителями, не всегда настроенными лояльно, финансовые беды, квартирный вопрос…

Кстати, о квартирном вопросе. Наталья Садчикова, председатель Совета молодых педагогов Мошковского района, который существует, между прочим, уже шесть лет, рассказала о проекте «Дополнительные социальные гарантии для молодых педагогов», который инициировал СМП. По результатам проекта принято решение – молодые педагоги за съем и поднаем жилья могут получить компенсацию до 50%, но не более 5 тысяч рублей. Для учителя, недавно пришедшего в школу, это неплохая поддержка!

Опытом работы с удовольствием поделились и другие лидеры областного Совета молодых педагогов – Анна Зацепина (Колыванский район), Анна Турова (Ленинский район), Дарья Горлова и Анна Ермолович (Октябрьский район). Множество полезных идей, и не только касающихся финансов и быта. Проходят исторические квесты, веселые старты, волейбольные и баскетбольные соревнования, флешмобы, акции. Самых активных привлекают к работе в областной организации и отправляют на роскошные события за пределами региона – «ТАИР», Всероссийскую педагогическую школу и так далее.

Активисты молодежного движения вместе с председателем Новосибирской областной организации профсоюза вышли в конечном итоге на сцену и устроили… пресс-конференцию. Рассказывали о том, с чего начать, если СМП в районе нет. Важное пояснение от Светланы Сутягиной: «Обратитесь в территориальную профсоюзную организацию или даже в областную – поможем!» Описали свой идеальный рабочий день, где есть место профсоюзной работе. Да-да, профсоюзные лидеры ведь остаются учителями, воспитателями, завучами и так далее… Успевают все – потому что умеют себя организовать, умеют планировать (ежедневник всегда под рукой), постоянно вдохновляются на массовых очных профсоюзных мероприятиях.

На ЗАИМке коллеги из СМП сумели подру­жить педагогов в считаные часы на нетворкинге «Наша профсоюзная семья», делали с ними зарядку, проводили духоподъемные игры и конкурсы, в том числе было замечательное творческое задание – за две минуты рассказать о профессии и профсоюзе. И, кстати, знаете, о каких профессиях говорили педагоги? О самых новых, еще не опробованных: дизайнер эмоций, эксперт по образу будущего ребенка, оценщик интеллектуальных способностей, сити-фермер, проектировщик личной безопасности…

Летаем, а не выгораем

«Проектный хакатон», на котором участники ЗАИМки говорили о самых актуальных для себя проблемах и искали пути решения, показал, что больше всего молодых волнуют недостаточная защита педагога как личности, эмоциональная напряженность детей и учителей в межличностном общении, сложные отношения с родителями, трудности детей-инофонов. А еще на ЗАИМке периодически возникал вопрос: «Как бороться с выгоранием?» Казалось бы, молодые учителя – и выгорание? Увы, да, по многим причинам начинающие педагоги порой удивительно быстро приходят к этому непростому, даже страшному психологическому состоянию. Не умеют проводить профилактику, некогда заняться собой…

И как тут не сказать спасибо за то, что на профсоюзной ЗАИМке целый день участники проводят в компании с учителями года, членами областной Ассоциации участников профессиональных конкурсов.

«Тема эмоционального выгорания у нас никогда не возникает, – говорит заместитель президента ассоциации, старший методист информационно-методического центра Черепановского района, победитель областного конкурса «Учитель года»-1992 Марина Чешева. – Перед вами люди, которые летают на крыльях своих причуд». Вы улыбнулись? А ведь это правда. Участники ассоциации, работая в своих образовательных организациях, постоянно в движении – дают мастер-классы по всей стране, собираются вместе, приезжают в одну школу и устраивают экспресс-погружение для коллег, это называется «Под крылом пеликана», есть челлендж для молодых «А вам слабо?». И главное – участники и победители профессиональных конкурсов любят! Свою профессию, детей и жизнь.

Президент ассоциации, учитель биологии, председатель Маслянинской территориальной организации профсоюза, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2001 Александр Буханистов считает: «В жизни главное – любовь. Любите друг друга. И помните: нет чудес на свете. Все, что зовется чудесами, – это та и иная область знания. Несите знания своим детям».

Директор школы, учитель английского языка, финалист областного конкурса «Учитель года»-2014 Татьяна Лаворова уверена: «Двигатель всего – любовь и удивление. Желаю вам сегодня удивляться на каждом шагу. Эти эмоции сохранить и унести с собой».

Учитель истории, победитель областного конкурса «Учитель года»-2019 Иван Данилко пожелал всем присутствующим быть причастными к конкурсному движению и добавил: «Важное качество, которое я приобрел и оставлю навсегда, – оставаться самим собой, какая бы ни была ситуация, какие бы проблемы ни возникали».

Показав традиционные мастер-классы, учителя года пригласили молодых коллег… на охоту. Да непростую – за опытом. Методическая кругосветка – это «вертушка» из нескольких интерактивных занятий. Одно из них провела учитель китайского языка, победитель областного конкурса «Учитель года»-2023 Алина Мальцева.

Алина Дмитриевна дала задание: всем сесть на стулья, расставленные по всей сцене. Один стул свободен, к нему устремляется Алина. Задача участников – пересаживаясь, не дать ведущей занять свободный стул. Это не развлечение, а сложный тренинг на взаимодействие в команде, который непременно нужно провести в классе, чтобы дети почувствовали себя коллективом. Алина Дмитриевна делает вывод: «Таким образом, для ребенка становится совершенно не важно, сидит он вместе со своим другом за первой партой или товарища отсадили за последнюю парту. Они остаются коллективом». Полезный навык в том числе для проектной внеурочной деятельности – ребята учатся объединяться в проектные группы не только с друзьями…

Мудрость от управленцев

Управленцы, приезжающие на ЗАИМку, докладов не делают и речей не говорят. Да они, кстати, свои люди. Заместитель руководителя Департамента молодежной политики Новосибирской области Светлана Королькова – лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017, опытный педагог и классный руководитель. И когда она говорит о формуле эффективного управления, речь не идет о смене профессии для молодых педагогов. Эти знания пригодятся учителю, который управляет детским коллективом, педагогическим сообществом. Итак, пять пунктов, которые приведут к успеху:

  1. Распределенное лидерство.
  2. Эффективная организационная структура.
  3. Развитие индивидуальности сотрудников через возможности внутрифирменного обучения педагогов.
  4. Оптимальная организационная структура.
  5. Наличие и использование персонал-технологий, соответствующих целям школы, в том числе оптимизация существующей системы стимулирования.

Арина Воробьева, начальник отдела реализации и развития молодежных программ и проектов Департамента молодежной политики Новосибирской области, поделилась рецептом успешного профессионального развития. Арина Ильинична считает, что обязательные ингредиенты – «Узнать в профсоюзе, какие меры поддержки тебе полагаются», «Быть активным членом профсоюза», а еще необходимо найти себе наставника, работать над своими профессиональными дефицитами, проходить осознанное повышение квалификации, активно участвовать в работе методических объединений, в профессиональных конкурсах, готовиться к аттестации и обязательно проходить ее.

Важный пункт программы ЗАИМки – встреча с заместителем губернатора Новосибирской области Сергеем Нелюбовым. По образованию и опыту работы он педагог, возглавлял областную организацию профсоюза.

Вместе с нынешним председателем областной организации Светланой Сутягиной высокий гость отвечал на самые разные вопросы – о доплатах и льготах для молодых педагогов, о строительстве новых школ, о своих школьных годах и многом другом. А завершили общение хоровым исполнением любимой песни гостя – «С чего начинается Родина».

Отвечая на вопрос о том, как взаимодействовать с современными родителями, Сергей Нелюбов отметил: «Происходит смена поколений. Средний возраст родителей школьников – от 30 до 40 лет. Это люди, рожденные в 90‑е годы. Родители отдают детей в школу и тем самым ответственность перекладывают на учителя. Увы, часто они не хотят помочь школе и включиться в процесс воспитания. Как эти барьеры преодолеть? Единого рецепта нет. Необходимы методичная работа, диалог, сотрудничество, понимание друг друга. Ведь педагогу присуща мудрость».

Однозначно – участники ЗАИМки стали более мудрыми за три дня, проведенных в компании с профсоюзом, коллегами и наставниками. А мудрый учитель – счастье для школы и всей системы образования.

Оксана РОДИОНОВА

№13 от 28 марта 2024