Вы здесь

Форум "Развитие высшего образования"

Форум "Развитие высшего образования"

 

26 августа 2016 года в Москве состоялся форум «Развитие высшего образования». В мероприятии приняли участие более 400 экспертов, новый министр образования и науки Ольга Васильева, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, а также сотрудники ведущих вузов страны. В рамках работы круглых столов представители высшей школы сформировали свои рекомендации, направленные на прогрессивное развитие науки и вузов. 

Из стенограммы:

А.Никитаева (профессор кафедры прикладной информатики в экономике Южного федерального университета): Мой вопрос, моя реплика связаны с тем, что решение задачи повышения качества образования, внедрения инновационных технологий тесно связано с вопросами стимулирования, мотивации и оплаты труда научно-педагогических кадров. В последние годы много делается для решения этого вопроса. В университете нам удалось построить систему, в рамках которой гарантированный минимум оплаты труда ассистента составляет 15, а профессора – почти 42 тыс. рублей. Но когда мы начали развивать программу мобильности, то столкнулись с тем, что такая система работает не везде и зачастую базовый оклад не обеспечивает достойной оплаты преподавателей, особенно молодых. 

В этой связи, учитывая важную роль оплаты труда в развитии всей системы высшего образования, можно ли рассмотреть вопрос установления правила, согласно которому гарантированная, базовая часть заработной платы составляла бы в среднем 60–70% от общего уровня оплаты труда и была бы, например, для доцента не менее 100% от среднего уровня оплаты труда в регионе?

Д.Медведев: У высшей и средней школ пересекаются озабоченности по поводу того, каким образом формируется система оплаты труда. Я только что был на большом нашем педсовете, как я уже сказал, и похожие вопросы, такого плана, как и у вас, звучали и от учителей. Смысл вопроса в чём? Мы видим, как реализуются государственные решения, указы Президента, связанные с повышением уровня оплаты труда в средней школе и высшей школе. Но мы не всегда понимаем, каким образом эта система действует, и, более того, считаем, что она не всегда справедлива, потому что в значительной мере выход на базовый уровень, который установлен указами и другими актами, достигается за счёт различного рода надбавок, премий и иных выплат, которые не имеют регулярного характера. Наверное, эта озабоченность справедлива.

В тот период, когда я начинал преподавательскую работу, университеты активно боролись за то, чтобы можно было самим регулировать систему оплаты труда. Результат таков, что вы сами это сейчас и решаете. Но если вы полагаете (и здесь нужно послушать руководителей других высших учебных заведений), что нам надо установить некую гарантированную составляющую, например, по окладу, мы готовы это рассмотреть. Я такое поручение дал по итогам встречи с учителями. Они говорили о 70% от общих совокупных выплат.

Но во всяком случае точно можно установить какую-то рекомендацию о том, что если вы считаете это правильным в рамках университета, в рамках тех решений, которые вы принимаете в университете, значит, так тому и быть, тогда гарантированная часть должна быть существенно выше премиальной. Вот на это, мне кажется, можно было бы ориентироваться. Но ещё раз подчёркиваю, я это говорил и на встрече с учителями, и вам хочу сказать: мы здесь готовы принять любые решения, которые кажутся правильными университетскому сообществу, потому что то, что хорошо для одного университета, может быть не очень удобно для другого. Всё-таки есть различия и в регионах, и по контингенту профессорско-преподавательского состава, и по контингенту студентов.

Мы в любом случае продолжим работу по исполнению тех решений, которые воплощены в указах Президента от 7 мая 2012 года. У нас в стране порядка 260 тыс. преподавателей в государственных вузах. На них распространяются все те решения, которые были приняты, а именно: к концу этого года средняя заработная плата преподавателей по университетам должна быть в полтора раза выше, чем средняя заработная плата по региону, а в 2018 году – уже в два раза. Эти решения должны исполняться неукоснительно. На это будет направлено внимание и Правительства, и Министерства образования, и надеюсь, этим также будут внимательно заниматься регионы в той части, в которой это их касается. Это общие решения, они не могут быть пересмотрены, они должны быть исполнены, причём даже несмотря на текущую экономическую конъюнктуру и проблемы с финансированием.

Подробнее