Вы здесь

Дистанционное обучение: взгляд изнутри

Дистанционное обучение: взгляд изнутри

Искитимский район – единственный из сельских муниципальных районов в Новосибирской области, который целиком остаётся на дистанционном обучении. Такое решение было принято, исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации. Если говорить о моделях (или формах) обучения, то однозначно, придерживаться первой модели, когда школьники обучаются с использованием образовательных платформ или учитель в состоянии вести уроки онлайн или офлайн, наши школы не в состоянии просто по техническим причинам. Практически все образовательные организации придерживаются второй модели или совмещают две модели в отдельных классах.

Что касается второй модели, то школы попали в ситуацию, когда должны были проявить настоящее искусство, задействовав все возможные ресурсы сети Интернет: электронная почта, группы в Контакте, сайт школы, различные мессенджеры.

Мы понимаем, что ситуация с дистанционным обучением в 43 образовательных организациях очень неоднозначная. В зависимости от возможностей и условий организации дистанционного обучения школы Искитимского района  разделены на 4 группы:

1 группа – школы, где особых технических проблем с дистанционным обучением не возникает. Скорость сети Интернет позволяет использовать платформы. Это школы р.п. Линево (4 школы), школа ст. Евсино. Основные проблемы здесь носили частный характер и были связаны лишь с отдельными семьями, ограниченными в оборудовании. В ручном режиме эти вопросы решались и решаются.

2 группа – достаточно большие школы, с численностью обучающихся 300 и более человек, но находящиеся в населенных пунктах со средней и ниже среднего скоростью Интернет, а также имеющие достаточно большое количество семей, не имеющих возможности обеспечить детей техническими средствами, кроме как телефоном. В этом случае, конечно, речь уже больше идёт о самообучении школьников. Педагоги делают рассылку заданий по электронной почте или используя все возможности сети. В этом случае, мы проводим работу с учителями, чтобы это были не просто задания, напоминающие традиционное домашнее задание, а своеобразный конспект урока с объяснением нового материала, преимущественно в схематичном или табличном формате, а также перечень тренировочных заданий и заданий для контроля.

3 группа – школы, имеющие подвозных детей – именно они оказались в непростой ситуации. В частных случаях происходит так, что ученики школы, проживающие на территории поселения, где находится школа, в большинстве своём обучаются по второй модели. В то время как привозные ученики этой же школы, проживают в малых посёлках, в которых практически отсутствует не только Интернет, но и устойчивая телефонная связь. Мы нашли такой выход, по согласованию с родителями, один-два раза в неделю в эти посёлки доставляются задания в распечатанном виде, определено место получения этих заданий родителями школьников, обратной связью получают выполненные задания. Конечно, это не простое решение, но это единственный возможный вариант обучения на данный момент.

4 группа школ – отдалённые малые школы, находящиеся в населённых пунктах, где в принципе нет сети Интернет и практически отсутствует мобильная телефонная связь, а стационарный телефон только в школе. В этом случае найден единственный возможный выход – выдача заданий на вахте школы по согласованному графику.

Отдельно нужно осветить ситуацию с обучением школьников Линевской коррекционной школы. Сложность заключается в том, что 60% обучающихся этой школы проживают на территории населённых пунктов всего района. Если с учениками, проживающими в Линево, всё более-менее понятно, они обучаются в дистанционном формате с использованием возможностей различных платформ и сетей. То непросто было наладить связь с учениками из других населённых пунктов. Нужно понимать, что, чаще всего и семьи этих учеников находятся в очень непростой социальной ситуации. Есть случаи, когда в населенном пункте есть связь, но семья не имеет ни компьютера, ни телефона с подключением к Интернет. Мы нашли такой логистический выход: Коррекционная школа передаёт задания по электронной почте в школы населенных пунктов, где проживают её ученики. Школа на месте распечатывает задания и организует их выдачу на вахте школы и обратный сбор. Затем работы сканируются и возвращаются в Коррекционную школу. Конечно, это дополнительная нагрузка на всех, но здесь всё зависит от продуманной организационной культуры в школе, которая выступает посредником.

Важно отметить, что на уровне управления образования принято и осуществлено решение быть готовыми к различным вариантам развития событий. Так, рабочей группой в составе сотрудников управления образования и директоров школ разработан регламент для каждой школы на все случаи развития событий:

- продолжение дистанционного обучения;

- выход на очное обучение только 9-11 классов;

- выход на очное обучение в полном составе обучающихся всех школ;

- выход на очное обучение только отдельных школ.

Однозначно, ситуация непростая. Но, важно отметить, что, судя по работе горячей линии управления образования, в родительской среде постепенно наступает понимание того, что все эти меры необходимы.

Светлана Королькова,
заместитель начальника управления образования
Искитимского района Новосибирской области, учитель географии,
один из 15 лауреатов Всероссийского этапа конкурса «Учитель года России»-2017