Светлана Ульянкина: лидер в городе
Светлана Ульянкина – учитель истории и обществознания в МБОУ СОШ №1 города Бердска, имеет высшую категорию и педстаж 24 года. В 2015 году ей присвоено звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Три года является председателем Бердской общественной городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, в состав которой входит 35 первичных организаций, больше 1100 членов профсоюза.
Вообще изначально она должна была строить самолеты (закончила самолётостроительный факультет НЭТИ (сейчас НГТУ)). Но жизнь повернулась так, что второе высшее образование превратило инженера в учителя истории. И в этой профессии Светлана Геннадьевна нашла себя и дело всей своей жизни. А технический склад ума теперь помогает анализировать, систематизировать и структурировать знания для учеников.
На уроке это строгий, прямой и очень требовательный педагог. Вместе с этим, общение с детьми пропитано уважением и вниманием. Учит быть самостоятельными, уметь работать с информацией, искать и изучать материал. А на перемене она непринуждённо говорит школьникам, как вести себя в компании, как дружить, не предавать и «быть самим собой, не играя каких-то ролей». Ребята одновременно побаиваются и невероятно чутко прислушиваются ко всем ее словам.
В Бердской средней общеобразовательной школе №1 Светлана Геннадьевна сначала училась сама, а потом стала здесь учителем. Кабинет истории – это ее класс как ученицы, класс её дочери, а теперь и место работы. Именно тут началась и профсоюзная карьера – больше 12 лет она возглавляла первичную профсоюзную организацию школы.
- Я из тех, кого выдвинули, а задвинуть не могут, - смеется председатель. - Вообще я сама не поняла, как стала членом профсоюзного комитета в школе, когда пришла работать. Потом предыдущий председатель, уходя с поста, сказала мне, что другой кандидатуры не видит. Все поддержали. А вообще, еще с юности, я была председателем комсомольской организации этой школы. В НЭТИ была членом комитета комсомола своего факультета. Я считаю, что общественная работа должна быть всегда, и на ней надо гореть.
Начинать было легко: предыдущие председатели подняли работу на должный уровень, создали незыблемый авторитет «первички», смогли выстроить прекрасные отношения с директором Тамарой Рябцевой.
- С Тамарой Петровной мы проработали вместе 20 лет (из них 11 лет как председатель «первички»). Она как руководитель учреждения и наша профсоюзная организация всегда были отличными социальными партнерами. Активно сотрудничали и всегда могли прийти к компромиссу. Не зря же она сама являлась членом профсоюза и поддерживала нас во всем.
Ведь мы - профессиональный союз. Мы все работаем в одной сфере и важно идти в одном направлении. Я считаю, что всегда нужно стремиться к конструктивному диалогу с руководителем учреждения. Поэтому подобрать председателя профсоюзной организации нашей школы было крайне тяжело. Мне хотелось найти человека, который выдержит и не побоится сложностей. В сентябре этого года мы выбрали нового лидера «первички» Веру Акульшину, хотя я о ней думала еще три года назад. Теперь, надеюсь, профсоюзная жизнь в коллективе вновь наладится. Это моя боль: раньше в школе охват был почти 100%, а теперь 51%.
У нас всегда была сильная первичная организация. Коллективный договор школы стал первым в истории коллективных договоров учреждений образования Бердска. Важно, что многие пункты нашего договора уже давно утвердили то, что сегодня только вносят на уровне города и области. Например, гарантированная часть заработной платы учителей у нас 80%.
Трудно ли было начать работу в городской профсоюзной организации?
- Очень. Колоссально сложно. Во-первых, я понимала, что огромный авторитет предыдущего профсоюзного лидера - Полины Владимировны Сенчило - с одной стороны будет помогать. А с другой, нас будут сравнивать. Я ведь не имела опыта работы на уровне города, только методическое объединение, но это не тот масштаб.
Полина Владимировна очень поддерживает меня. Я помню её слова: «Мне в свое время говорили: «Надо возглавить профсоюзную городскую организацию», так и тебе говорю. Я тебя растила, теперь и ты работай на город». Спасибо ей за тот труд, который она проделала в тяжелейшие годы перестройки и кризиса. Полина Владимировна – мой учитель по жизни. Она была моим преподавателем биологии, а потом стала и наставником в профсоюзной работе.
Во-вторых, я, в принципе, непубличный человек. Люблю помолчать. Но здесь молчание - не золото, тут надо постоянно доносить информацию до людей, бесконечно говорить о делах Профсоюза.
Теперь я понимаю, как сложно совмещать две работы. Невозможно постоянно полноценно отдаваться и одной, и второй. Конечно, я стараюсь, но это труд не во благо себе. Задолго до занятий я уже в школе, готовлюсь к урокам. Сразу после - ухожу в горком, там меня ждут люди, я общаюсь с педагогами, руководителями. Домой уже иду поздним вечером.
Наши успехи сильно зависят от отношения руководителей к профсоюзу. Мне очень сильно помогает и поддерживает директор МКУ «Управление образования и молодежной политики» г. Бердска Жанна Тузова. Мы работаем сообща на всех наших мероприятиях и проверках. Я всегда могу обратиться к Жанне Леонидовне, чтобы вместе найти решение. Это очень хороший социальный партнер, как и многие руководители образовательных дошкольных организаций.
За эти три года с председателями первичных профсоюзных организаций города у нас сложились хорошие рабочие, а с кем-то и дружеские отношения. Многие из них мудрее меня и по возрасту, и по профессиональному профсоюзному опыту. Поэтому они могут рассказать, как было раньше, посоветовать, как лучше сделать сегодня. Это моя команда.
Какие основные проблемы отрасли вы видите?
У педагогов – это жилищный вопрос и реально низкий уровень заработной платы. Те зарплаты, о которых пишут - это полторы, а то и две ставки, классное руководство и т.п. Пока не решим эти проблемы, не сможем удержать молодежь в профессии.
Особая боль - это низкие оклады обслуживающего персонала. Ведь без труда этих людей не сможет работать ни одно образовательное учреждение. Сложность в том, что заработную плату они получают из муниципального бюджета, а остальные - из областной субвенции. Поэтому у них маленький стимулирующий фонд. Над этой проблемой работает обком профсоюза, но решение зависит и от Министерства труда, которое разрабатывает эти должностные оклады.
А в профсоюзе – это численность и мотивация. Когда я слышу фразу: «профсоюзы ничего не делают», то понимаю, что это только нежелание платить взнос. За годы работы я не встретила человека, который бы смог более глубоко и осознанно обосновать мне свои мотивы выхода из первичной профсоюзной организации. Я рассказываю им про все дела и достижения первичной и городской организации, обкома и федерации в целом. Они слушают, кивают и пишут заявление о выходе.
Конечно, сегодня и некоторые директора отговаривают людей вступать. Я все это время думаю, что сделать, как найти контакт с руководителями, что я как профсоюзный лидер могу им предложить, как заинтересовать. Если решу этот вопрос, то распространю свой опыт на всю Новосибирскую область точно.
Ещё Полина Владимировна ввела такое сравнительное биологическое понятие как «социальный паразитизм». Те, кто готовы что-то изменять, будут за это бороться, а остальные паровозом проскочат, прицепятся. И, к сожалению, социального паразитизма становится все больше. Я как историк могу это понять, но внутренне не принимаю. Сегодня нам насаждают ценности не коллективизма, а индивидуализма, где каждый сам за себя.
Например, 2007 год. Весь сибирский регион хотели лишить 25% районного коэффициента. Это касалось абсолютно всех слоёв населения, люди лишились бы четверти заработной платы. Кто его отстоял? Профсоюзы Сибири, которых поддержали пенсионеры. Странно было наблюдать, как люди, проходя мимо и узнавая по какому поводу митингуем, не поддерживали нас. Они просто говорили, что если мы отстоим, то они тоже этим будут пользоваться.
2018 год. Пенсионная реформа. Поднят не только пенсионный возраст, но и хотели увеличить с 25 до 30 лет спецстаж, дающий педагогическим работникам право на досрочный выход на пенсию. Кто добивался сохранение льготы? Профсоюз – союз профессионалов, коллектив единомышленников!
Но когда я общаюсь с молодым поколением (мне 50, а им 20-30 лет): многие за профессиональные союзы, считают, что профсоюзы должны быть. Это очень радует.
Вообще молодые учителя менее зашорены, открыты новому, с ними так интересно. В нашей школе пять молодых педагогов. Я учусь у них, как общаться, как искать интересные решения, как действовать в разных ситуациях, а самое главное, что нужно выходить за пределы определённого стереотипа, не бояться искать ответы и спрашивать, если чего-то не знаешь.
Знают ли школьники о вашей профсоюзной работе?
Старшим школьникам могу рассказать об общественной работе в контексте темы о формировании гражданского общества. А выпускникам – обязательно, им надо выходить в жизнь, они должны понимать, какую роль могут сыграть профсоюзы в их профессиональной жизни. Объясняю, как важно развивать социальное партнерство и находить обоюдно правильные решения.
В чем ваш источник силы и вдохновения?
«Согласилась» - это первое, что меня стимулирует. Я сама дала согласие на такую работу, меня никто не заставлял. Дома, конечно, я могу постонать, но не более того. Для меня лидер - это тот, кто может зацепить и держать аудиторию, быть интересным, востребованным, целеустремлённым, умеет ставить цель и добиваться результата. Как бы ни было сложно. Учусь быть таким лидером.
Какие у вас планы и мечты на будущее?
Как педагог очень хочу, чтобы мой 9В класс сдал экзамены. Хочу, чтобы мои ученики были успешны во всех конкурсах, олимпиадах, я болею за них так, будто сама участвую. Все мечты вокруг детей.
Как профсоюзный лидер мечтаю, чтобы работники образовательных учреждений поняли значимость профсоюзной организации, осознали, что Профсоюз – это они, а не мифическое оно. Мечтаю услышать не «что даст мне профсоюз», а «что я могу предложить, чем могу помочь профсоюзному движению». Ведь многие задачи можно решить, если нас будет больше, если мы будем работать сообща.