Чановский район: о съезде, новых проектах и о себе
Этот день станет незабываемым в моей жизни. Москва. Общественная палата Российской Федерации. Я - делегат XV съезда Всероссийского педагогического собрания «Педагогическая общественность в векторе трансформации российского образования». 230 представителей педагогической общественности из 57 субъектов Российской Федерации.
В зале заседаний все торжественно и красиво. Звучит Гимн Российской Федерации, все встают и начинают петь, чувствую какое-то единение со всеми присутствующими, солидарность, невероятную силу. Участников съезда приветствует Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко, председатель Комитета Государственной Думы по просвещению Ольга Казакова, по видеосвязи выступает Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
На съезде организована работа дискуссионных площадок. Вместе с коллегой из Новосибирска Татьяной Горбачевой, директором Лицея №159, принимаем участие в работе площадки «Основные проекты трансформации системы образования в России». Для меня очень важно понять, какие новые проекты нас ждут, что представляют новые тренды в образовании и, вообще, куда мы следуем?
С одним из главных проектов «Школа Министерства просвещения России» знакомит Владимир Абрамов, директор института управления образованием Российской академии образования. Главная задача данного проекта - формирование единого образовательного пространства. Уже с 1 сентября 2022 года начнется пилотная стадия данного проекта. Делегаты отмечают, что вопросы кадрового обеспечения будут ключевыми в сохранении и развитии единого образовательного пространства. Основные направления развития: знание, здоровье, творчество, воспитание, профориентация и инфраструктура. Озвучиваются основные задачи для учителя с точки зрения ведения документооборота, проведения аттестационной процедуры, создание единой инфраструктуры школы и равной доступности к информационным ресурсам и т.д.
«Ребенок не должен зависеть от того, где он проживает, а школа не должна зависеть от губернатора. С точки зрения защищенности все должны быть на равных» - одна из ключевых фраз, прозвучавших в ходе дискуссионной площадки.
2023 год объявлен президентом России Владимиром Путиным годом Педагога и наставника. Поэтому очень бурно обсуждается блок вопросов по системе кадрового роста учителей и наставничество. Как известно, сейчас опытные педагоги выполняют функцию по работе с коллегами на общественных началах. Оплата за данную работу слабо регламентирована. С 1 июня 2022 года заканчивается пробная апробация новых квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник» в 13 регионах страны. Начинается этап внедрения. В работе дискуссионной площадки принимают участие разные представители педагогической общественности. Очень яркое и запоминающееся выступление начальника управления г. Якутска Марии Петровой, она говорит об одной из самых острых проблем в российском образовании – нехватке педагогических кадров. «Даже опытный учитель никогда не даст хорошее образование с нагрузкой 36 часов», - отмечает она. Бурно обсуждается вопрос об уменьшении нагрузки педагогов. Также не остается без внимания вопрос об уменьшении отчетности в школе. По результатам социологического исследования в период 2019-2021 годов, выявлено не менее 49 видов документов и отчетности, заполняемых учителями. Высокая документационная нагрузка учителя остается нерешенной проблемой. «Необходимо утвердить номенклатуру того, что можно запрашивать со школы» - такое предложение поступает в ходе обсуждения. Очень серьезно ставится вопрос о повышении статуса педагогических работников в обществе и создания условий для осуществления ими профессиональной деятельности.
Особое внимание в ходе пленарного заседания уделяется патриотическому воспитанию школьников. Участники съезда акцентируют внимание на необходимости развития у учащихся личностных качеств, нацеленных на пропаганду любви к своей Родине, инициирования форм гражданской активности, воспитания чувства социальной ответственности. Основная цель, которая стоит перед системой образования на 2022 год - максимальное вовлечение в активную социальную практику тех, кто ничем не занят, создание доступной и интересной детям воспитательной среды. Для усиления воспитательного блока каждой школы уже в пилотном режиме в 10 регионах с 1 сентября 2021 г. введена должность советник директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Должность «советник» уже включена в номенклатуру должностей педагогических работников.
Повышенное внимание Всероссийское педагогическое собрание уделяет сельским школам. Отмечается самобытность и разнообразие малокомплектных сельских школ. Проблема сохранения сельских школ стояла всегда и сейчас актуальна. Речь также идет об использовании сельскохозяйственной продукции, выращенной на пришкольных участках, для питания обучающихся.
На съезде звучит очень много важных и значимых выступлений. Но вот на трибуну выходит ректор Горловского института иностранных языков Светлана Кочетова, Донецкая Народная Республика. Ее речь очень эмоциональна и торжественна. Она отмечает, что педагоги Донецкой Народной Республики, живя и работая в условиях войны, достойно выполняют свой долг, что одна из главных задач, стоящих сегодня перед педагогами Донецкой Народной Республики - сохранение русского языка, русской культуры, истории. В конце своего выступления она выражает слова благодарности президенту Российской Федерации, а также всем российским гражданам за помощь и поддержку. Затем она выходит из-за трибуны и кланяется со словами: «Низкий вам поклон». Зал встает и долго аплодирует, стоя. Равнодушных не остается никого. Такого высокого чувства гордости за свою страну, за нашего президента, за наш народ, за свою профессию я не испытывала никогда.
Звучит призыв о присоединении учителей Донецкой и Луганской Народных республик к Всероссийскому педагогическому собранию.
«Вместе встанем на защиту Русского мира! Будущее страны в руках учителей!». После таких слов очень четко понимаешь, насколько велика и ответственна роль педагога в осуществлении важнейшей социально значимой функции по обучению и воспитанию подрастающего поколения граждан.
Возвращаемся из Москвы с коллегой из Купинского района, обсуждаем решения съезда, делимся впечатлениями. Она в своей Камышенской средней школе –заместитель директора по учебной работе, учитель физики, классный руководитель… Молодая девушка, позитивная, творческая. Думаю, хорошо бы побольше таких учителей в сельскую школу. На конкурс «Сельский учитель Новосибирской области» они представляли проект по патриотическому воспитанию школьников и стали победителями в данной номинации.
Москва. Красная площадь. Съезд. Общественная палата Российской Федерации. Все останется в памяти навсегда. А самое главное, это люди, мои коллеги, яркие выступления, непередаваемые эмоции.
В моей работе это опять какая-то новая точка отсчета. Теперь я точно знаю, в каком направлении двигаться дальше, как правильно выстраивать траекторию взаимоотношений с участниками образовательных отношений, какие цели и задачи ставить на ближайшую перспективу в условиях трансформации российского образования.