Борис Ильин: «Мой опыт, мои достижения»
Давайте знакомиться, меня зовут Борис Вячеславович. Я работаю учителем биологии в одной из самых больших и современных школ города, расположенной, однако, не в самом ее центре, а на окраине, в спальном районе.
Мне повезло начать свою трудовую деятельность в современной школе, отвечающей всем вызовам нового общества. Еще учась в университете, я хотел стать учителем, не похожим на других. Учителем, с первого слова понимающим своих учеников. Я всегда был убежден, что добиться взаимопонимания с детьми можно лишь удивляя их чем-то новым и современным. Поэтому на своих уроках я часто использую VR и AR технологии.
Вместе с тем, в последнее время, мне все чаще нравится посещать уроки педагогов - наставников. Часами могу слушать их, но время летит вперед. В современном мире необходимо быть всегда решительным, собранным, с прочным багажом знаний, сформированных компетенций. Современные технологии не только внесли в нашу педагогическую жизнь эмоции, яркие краски, впечатления, но и существенным образом сократили время, затрачиваемое ранее на подготовку к уроку.
И эти минуты я посвящаю детям, их маленьким загадкам и большим тайнам, взглядам, в которых прячутся удивление, восторг, недоумение и крик о помощи.
Разные семьи у детей, и разные судьбы им приготовила жизнь.
…Дениска рос обычным мальчиком, ничем не отличался от других. Всё время сидел в компьютере, играл в Dota, друзья на улице его не интересовали. Мама воспитывала мальчика одна. Времени на театр и беседы по вечерам, естественно, не хватало. особого стремления к учебе ребёнок также не испытывал. Учился посредственно, двойки чередовались с тройками, речи поступления в институт даже ни шло. Глядя в бездонные глаза этого ребёнка, я впервые осознавал, что надо что-то делать! Да, ребёнок доверяет мне, как старшему товарищу, да я понимаю, что ему сейчас не просто, но я не понимаю основного, как подойти, как сказать, чтобы не обидеть, и чтобы помочь.
Это тайна, это загадка не давала мне покоя! Снова и снова я надевал свои очки виртуальной реальности, я пытался увлечь его, показывая удивительные факты биологии. Ничего не выходило. Ребёнок увлекался, а потом всё возвращалось на свои места. И как-то раз на глаза мне попалась книга Януша Корчака «Как любить ребенка». Она стояла в шкафу заместителя директора по воспитательной работе. В тот вечер я перечитал книгу несколько раз. До сих пор эта книга пестрит закладками. Она стала моим проводником в этот загадочный мир ребенка, путеводителем, указывающим путь к его душе. Именно тогда я понял, что, какими бы уникальными и необычными не были технологии, они все останутся всего лишь средством, красивыми картинками, если не будет главного…
Как воспитать яркую, активную личность, вдумчивого человека? Как в погоне за высокими результатами не упустить самого главного – душу ребенка? Как, работая по стандартам, увидеть индивидуальность в каждом?
На моем педагогическом пути пока больше вопросов. Наверное, они и есть та невидимая сила, ведущая меня вперед, полагаю, они будут всегда. Но, когда я вижу детей с горящими глазами, когда они бегут поделиться со мной чем-то сокровенным, когда я получаю огромное удовольствие от общения с ними, когда я слышу от мамы: «Спасибо, Дениска поступил в НГУ благодаря Вам!», я чувствую, что на правильном пути. Вероятно, это и есть то главное, важное сочетание современного и классического, та тонкая грань, на которой всегда приходится балансировать.
С каким бы поколением я ни работал – «Z молодежь», их родители, бабушки, неизменным остается одно – снимая очки виртуальной реальности я всегда беру в руки книгу Я. Корчака, А.С.Макаренко. И одной пестрой закладкой в моем педагогическом пути становится больше.
Поколение z. Их дом — виртуальное пространство, они «на ты» с высокими технологиями, гаджеты — привычная часть их повседневности. Им неизвестно, какой была жизнь в эпоху ДО Интернета. Посредством Сети они получают информацию, общаются, совершают покупки, играют. Существование в Интернете для них так же естественно, как дыхание. Дети, мыслящие образами, имеющие клиповое мышление. Какие подходы в воспитании применять с детьми этого поколения? Тяжело ли их обучать, общаться с ними? Мне безумно интересно, так как я сам ребёнок этого поколения. Компьютер, смартфон были моими спутниками с детского сада.
Жилье на нашем массиве одно из самых дешевых, поэтому пользуется спросом у молодых семей с детьми и стариков, которых привозят сюда заботливые дети. А еще когда-то здесь был стихийный рынок города, ставший местом работы и домом для мигрантов ближнего зарубежья. Спортивный, культурный объект растущего массива – школа. В общем, это вся характеристика нашего микрорайона.
Школа для этого места стала неким оплотом, последней надеждой на развитие, воспитание и образцы нравственности. Люди по-разному относятся к новшествам, изменениям, происходящим рядом, кто-то с жаждой, кто-то с недоверием, но в их глазах ясно читается вера в то, что именно школа несет особую миссию – единение людей вокруг общей идеи, помогая каждому найти его ориентир на успех. Можно ли не оправдать их надежды и доверие?